|
Вы здесь: Критика24.ру › Блок Александр
Анализ стихотворения «Два века» (Блок Александр)Стихотворение А.А. Блока «Два века», написанное автором в 1911 году, представляет собой удивительный памятник русской поэзии, который является образцом уникального произведения, отражающего в себе пророческие размышления о будущем нашей страны. Стихотворное произведение целиком и полностью посвящено проблемам старой и новой страны, границей которых является рубеж веков. Главной темой «Двух веков» становится подведение итогов ушедшего века и будущие зарисовки автора о том, какой он представляет себе жизнь в новой империи.
Уже в самом названии указывается наличие своеобразной антитезы – два века, XIX и XX, противопоставлены друг другу, равно как и их главные события и черты. При прочтении данного стихотворного произведения читатель явственно представляет себе болезненное состояние страны на рубеже веков, её отчаянное положение и неизбежная необходимость грядущих перемен во всех сферах жизни человека. Этого эффекта А.А. Блок сознательно добивается с помощью таких художественных средств, как эпитеты: «жестокий век», «ночной, беззвездный мрак», «бессильных жалоб», «тёмные дела», «гуманистический туман», «в сером и гнилом тумане», «священной брани», «распри кровные» и некоторые другие. Данные художественные средства отмечают упадок положения дел в стране под конец XIX века, однако XX век описывается автором ещё более пугающим и устрашающим: «бездомней, страшнее жизни мгла», «чернее и огромней тень Люциферова крыла», «пожары дымные», «кометы грозной», «ужасный призрак», «безжалостный конец», «сознанье страшное», «неслыханные перемены», «невиданные мятежи», «огненные дали». Становится ясно, что, во-первых, А.А. Блок наглядно использует сравнение двух веков как особый художественный приём, используя сравнительные степени прилагательных («бездомней», «чернее», «огромней»). Во-вторых, Блок олицетворяет оба века, наделяя их жизнью и относясь к ним как к живым существам, обращаясь к ним во втором лице единственного числа («тобой», «с тобой», «ты»). Более того, некоторые словосочетания, используемые автором, носят явный гиперболический характер, стремясь испугать читателя, заставить его дрожать и трепетать как над событиями прошлого, так и над событиями грядущего века: «вечно ссорится начальство», «рёв машины, кующей гибель день и ночь». Наконец, поэт активно использует многосоюзие с союзом «и», чтобы перечислить все те ужасы веков, которыми они наполнены, показать их содержание и перенасыщенность: «и отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне, и чёрная земная кровь». Изобилие метафор и сравнений используется поэтом для того, чтобы сопоставить два века с теми или иными событиями в жизни человека: «век расшибанья лбов», «век акций, рент и облигаций», «ужасный призрак в вышине». Все указанные сравнения используются при сравнении прошедшего и грядущего веков с чумой, болезнью или войной как с худшими событиями в жизни человека.
Что касается общего впечатления от произведения, то стихотворение производит собой значительный эффект именно использованием возвышенной поэтической лексики и словосочетаний («гуманистический туман», «тень Люциферова крыла», «распри кровные»), а также чёткой структурированной композицией, которая представлена разбиванием стихотворения на 2 части, каждая из которых говорит об одном веке.
В заключение анализа данного произведения хочется сказать, что А.А. Блок отлично разбирался во внутренних и внешних проблемах нашей страны, а потому не упустил ни единой детали, важной при сравнении двух веков. Как жители современного мира мы имеем возможность оглянуться назад и оценить это стихотворение в качестве литературного памятника, пророчащего России в XX веке и войну, и голод, и кровавые распри, однако, несмотря ни на что, для нас важно помнить и чтить память событий, описанных Блоком, для того, чтобы в будущем не повторить их. Обновлено: Опубликовал(а): Florglass Внимание! Спасибо за внимание.
|
|