|
«Взрослые» и «дети» по пьесе Вишневый сад (Чехов А. П.)В пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» одним из ключевых символов является время. Об этом свидетельствуют большое количество художественных деталей, портреты действующих лиц, авторские ремарки и обстоятельства, сопровождающие сюжет. Период, ограниченный приездом и отъездом Раневской, длится с ранней весны до поздней осени, и в нём несколько раз упоминается только одна точная дата — 22 августа, день торгов, когда должно продаваться имение Раневской. В рамках этого времени читателю показываются события нескольких неполных дней и мельчайшие подробности растягивают каждое действие пьесы. Заметное желание героев задержать мгновение, остановить надвигающуюся бедность и несчастье, вернуться в прошлое противостоит естественному ходу времени. Однако окружающий мир сочувствует героям и отзывается на их словно направленные к нему слова, как, например, опоздание поезда на два часа или наступление тепла позже цветения вишнёвых деревьев. Опоздания, задержки - бессознательное стремление обратить время вспять - соответствуют образам Раневской, Гаева и слуги Фирса, и именно этих героев можно объединить терминами “детство” и “прошлое”. Раневская и Гаев сохраняют старые, приобретённые с детства привычки и черты характера: её переменчивое неконтролируемое настроение, расточительность, его приверженность к бильярду и леденцам и инфантилизм обоих. Старый слуга Фирс живёт прошлым, поэтому не может воспринимать Гаева всерьёз и пытается одеть его, как маленького мальчика, и остаётся в прошлом, забытый всеми в опустевшем доме. Однако Фирс, как бы парадоксально это не звучало, - один из немногих «взрослых» среди всех героев, и с его смертью исчезает память о прошлом, понятия о преданности, заботе и ответственности. “Настоящее” символизирует собой только купец Лопахин. Только он находит себе место в современности и осознаёт в полной мере положение дел, кто руководит этими делами и занимается настоящей деятельностью, и по этой причине он одинок, хотя до самого конца пытается сохранить связь с прошлым. Его нельзя назвать «взрослым» или «дитём», его образ находится между этими двумя словами, и поэтому Лопахин не будет понят ни одним из героев. Во многом это является основной причиной того, что Лопахин не делает предложения Варе. Под понятиями “будущее” и “дети” подразумеваются такие герои, как Аня, Варя, Петя Трофимов, Яша и Дуняша. Они должны составить новое поколение, которому суждено жить совершенно иначе, нежели поколению их родителей. Горничная Дуняша по воспитанию, образу жизни и характеру совсем не горничная. Как она сама о себе говорит, она «барышня» - однако, как покажут грядущие годы двадцатого века, «барышням» нет места в будущем новом мире. Мечтательная Аня мыслит романтическими образами и хочет видеть только красоту и любовь, она создаёт план своей жизни, который кроме образования и работы включает в себя чтение книг, которые, как она уверена, обязательно откроют ей чудесный, новый мир. Петя Трофимов, по своему признанию вечный студент, как может справедливо показаться читателю, навсегда им и останется. Несмотря на то, что он чаще и больше всех говорит о том, что надо перестать восхищаться собой и начать работать, он сам не способен и приблизится к настоящему труду. Философствуя вслух, он красиво и мудро говорит, но без видимого и осязаемого результата. Неприязнь к Яше автор вызывает через распущенное и грубое поведение героя, жестокость к окружающим, противоречивые суждения о нравственности девушек и, что больше всего отталкивает читателя от образа Яши, равнодушие к матери и пренебрежение к ней. Получается, что таким представляет автор молодое поколение, в руки которого перейдёт сложнейший период русской истории. Благодаря ремарке автора «Входит Варя, на поясе у неё связка ключей» читатель видит Варю хозяйкой всего дома. Она привыкла рано вставать и работать, поэтому продажа имения не оставляет следа в её жизни и она без труда находит работу экономки в другом месте. Её вспыльчивость указывает на недостаток воспитания и семейной любви, поэтому она находится в положении, подобном положению Лопахина. Однако её образ больше тяготеет к «взрослой» группе, так как она больше приспособлена к будущей жизни за счёт своей самостоятельности и хозяйственности. Для второстепенных героев, как Пищик, Шарлотта и Епиходов, вся окружающая их действительность — это большая игра. Небылицы про род от коня Калигулы, ведро огурцов на Рождество, чревовещательство, собака, которая ест орехи, бесконечные фокусы и небывалая неудачливость - почти сказочные элементы, создающие разрозненное впечатление о том, что перед читателем комедия. Детская комната для семьи, где больше нет детей, гувернантка и учитель для утонувшего сына Раневской Гриши —эти детали подчёркивают пугающую бессмысленность жизни героев-«детей», оставшихся мысленно в прошлом по той причине, что они не могут жить в будущей России. Спонтанные эмоции Раневской можно сравнить с переменчивостью погоды, сначала она счастливо улыбается, вдруг плачет, и вот спокойно беседует и вспоминает детство. Гаев торжественно обращается к столетнему шкафу, который становится символом семьи и беззаботного детства, с искренним приветствием и сразу же ловит себя на глупости поступка. Чуть позже, когда Гаев смотрит в окно, он сравнивает прямоту аллеи с протянутым ремнём. Эти эпизоды поражают читателя открытым намёком на детскость и инфантильность Гаева и Раневской, поэтому не остаётся сомнений в том, что такой дорогой их сердцу вишнёвый сад символизирует собой уходящее для них счастье, их детство. Пьеса начинается с вопроса Лопахина о времени и заканчивается мерным стуком топоров, напоминающим звук идущих часов. За пределами сцены погибает Гриша, и в финале читатель догадывается о смерти Фирса. Трагическая смерть ребёнка, который мог бы составить молодое поколение, и забытого старика, ушедшего вместе с прошлым из жизни, — это несбывшееся счастливое будущее всех героев-«детей», вырубленный «настоящим» вишнёвый сад. Обновлено: Опубликовал(а): aaika Внимание! Спасибо за внимание. |
|