|
Двоедушное милосердие (ЕГЭ по русскому)Что есть истинное милосердие? На чём оно основывается? Как научиться отличать подлинное сострадание ото лжи и лицемерия? Такие вопросы возникают после прочтения текста В. П. Астафьева, в котором он говорит о проблеме двоедушного милосердия.
Данная проблема раскрывается автором на примере взаимоотношений между главным героем повести и ухаживающими за ним работниками санбата. Так, в словах врача и сестёр остро чувствуется укор, обвинение в том, что больной никак не идёт на поправку. Ни главный врач, ни персонал не пытаются скрыть свою неприязнь к раненому. Санитарки хихикают, а голос старшей сестры – «святоликой женщины с милосердными глазами», звучит напористо и недовольно. Такое отношение заставляет больного ощутить беспомощность, будто он распят на больничной койке. Солдат начинает корить самого себя, чувствуя ненужность, никчемность и незначительность. Внутри него уже зарождается ярость, желание защитить свое человеческое достоинство и отстоять право на уважительное отношение к простому солдату. Ответ героя на все обвинения привел медиков в растерянность. Не привыкшие к возражениям со стороны пациентов, они решили усмирить ранбольного с помощью грубых методов. Становится ясно, что в платах стоит атмосфера лживой заботы и беспокойства. Однако страшнее всего было то, что главный врач совершенно спокойно оправдывал поведение своих подчиненных войной.
Позиция автора по данной проблеме заключается в том, что двоедушие и лицемерие, с которыми постоянно сталкивается человек, могут ранить душу гораздо больнее, чем пули, потому что они калечат не тело, а душу. Я полностью согласна с точкой зрения Астафьева, так как считаю, что в своей жизни каждому приходится встречаться с неискренностью и лживостью, раскрывая при этом в людях далеко не лучшие черты их характера. Одним из таких качеств является двоедушное милосердие – маска, за которой человек скрывает свою истинную натуру. Тема фальши и неискренности часто упоминается в произведениях русской классической литературы. Так, например, в романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин повествует о непростой «дружбе» между Петром Гринёвым и Алексеем Швабриным. Из-за того, что среди всего нового окружения Петра, лишь Швабрин мог понять его и поддержать беседу, молодые люди стали часто общаться, но вскоре Алексей проявил свой настоящий характер, оказавшийся неприятным не только для главного героя, но и для остальных обитателей крепости. Швабрин повел себя грубо и неделикатно по отношению к чувствам Гринёва, который, доверился Швабрину. Ведь именно Алексей первый догадался о чувствах героя к дочери капитана крепости. Позже, Швабрин проявляет двоедушие и по отношению к Маше Мироновой, которая, распознав в нём его истинную сущность, отвергла его. Иными словами, в мирное время Швабрин вел себя сдержано, в меру проявляя те черты характера, которые выдавали в нем подлеца и лжеца. Однако в момент опасности он в миг перешёл на сторону врага, предав своих товарищей. Так, двоедушное отношение одного человека повлияло на судьбы многих других, причинив им боль или и вовсе вызвав их гибель. Еще одним примером двуличности является пример взаимоотношений героев романа Льва Толстого «Война и мир». Так, салон Анны Шерор и состоящее в нем общество наглядно иллюстрируют влияние фальшивости на душу человека. Атмосфера, царившая в месте, куда Пьер Безухов попадает впервые, отражает сущность людей, находившихся там. Все они общаются друг с другом, придерживаясь определенных правил и норм вежливости. Для Пьера это было непривычно, он всегда открыто заявлял о том, что думает на самом деле, не боясь выражать свое мнение в отличие от остальных присутствующих. Нельзя не заметить, что пребыванию Безухова в таком окружении повлияло на него, развратило душу, заставило вести себя праздно, необдуманно, легкомысленно. Пьер почувствовал запретную «сладость» беззаботной жизни, полной веселья и кутежа. Спустя продолжительное время герой, наконец, осознает, что ошибался в выборе круга общения и понимает необходимость отстраниться от него. Безухов убеждается в том, что есть люди лживые и двуликие. Но герой находит в себе силы перебороть это, являя скрытую твердость характера. Освободившись от всего лицемерия, герой окончательно переосмысливает свою жизнь. Таким образом, двоедушие одних, раскрыло благородные качества в другом. Подводя итоги, хочется сказать, что любое слово и действие человека всегда найдет отражение в тех, на кого оно направлено. Так и двоедушие может причинить боль, раны от которой нельзя сравнить с телесными увечьями. Ведь каждый ответственен не только за себя, но и перед другими людьми за свои мысли и поступки, способные как возвысить, так и уничтожить человека. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья147 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|