Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




О чём мечтают герои русской литературы? (по рассказу В.М.Шукшина «Шире шаг, маэстро!») (Итоговое сочинение (декабрьское))

Мечта — это спроецированная реальность. У кого-то мечта связана с совершенствованием собственной личности, у кого-то — с изменением окружающего мира… У кого-то она становится достижимой целью, а кто-то занимается прожектёрством. Как бы то ни было, но мечтают все. И многие произведения русской литературы потому и становятся классическими, что, помимо конкретно исторических, поднимают общечеловеческие проблемы, в том числе и желание человека мечтать. Здесь и воздушные замки (Манилов — Н.В. Гоголь «Мёртвые души»), и грёзы (Ассоль — А. Грин «Алые паруса»), и фантазии (желание летать у Катерины из «Грозы» А.Н. Островского и Наташи Ростовой в «Войне и мире» Л.Н. Тостого), и идеал (Павка Корчагин в романе А. Островского «Как закалялась сталь», мечтающий повторить судьбу Овода), и утопия (Рахметов, Кирсановы об обществе будущего — роман Н.Г Чернышевского «Что делать»)… Список можно продолжать очень долго, но, на мой взгляд, важно не столько то, о чём мечтает литературный герой, сколько то, что он делает для реализации своей цели.

И очень часто мы, к сожалению, сталкиваемся с ситуацией, описанной в рассказе В.М.Шукшина «Шире шаг, маэстро!»

У шукшинского героя есть мечта: к сорока пяти — пятидесяти годам стать крупным учёным, иметь «кафедру в Москве, свору учеников и огромное число работ». Правда, мечта эта появляется спонтанно — под влиянием начинающейся весны и бурлящей молодой энергии (врачу Солодовникову двадцать пять лет).Предвкушение счастливых перспектив было настолько остро, что герой даже сочиняет небольшой поэтический экспромт и делает первую запись в будущей работе «Письма из глубинки. Записки врача». Но суждено ли этим мечтаниям сбыться? Посмотрим, как автор исподволь подводит читателя к ответу на этот вопрос.

Шукшин обращает наше внимание на некоторые черты характера героя. Прежде всего это желание производить впечатление на окружающих. Сам себя Солодовников называет «актёром». Для него важны не добросовестно выполняемые обязанности, а наличие «зрителей», «любовь населения». Его мечта — это ещё одна «ролевая игра», не случайно когда он загорелся ею, главврач Анна Афанасьевна замечает: «Какой-то вы сегодня странный». Автор же сразу даёт оценку Солодовникову - «притворяшка».

Путь к мечте часто тернист и долог. Шукшин показал нам только один день из жизни героя, а мы должны сами сделать выводы. Будни сельского врача - это не только его профессиональные обязанности, но и выполнение рутинных поручений начальства. Солодовникову нужно привезти на телеге пятнадцать листов железа для больницы. Он справляется с заданием, но читателя не оставляет мысль о том, что герой совершенно не умеет общаться с людьми: ругается с мужиком из-за клочка сена, бескомпромиссен при получении железа на складе. Какие уж тут могут быть ученики в будущем!

Может быть, шукшинский герой успешен в выполнении своего врачебного долга? Тогда почему он постоянно опаздывает на работу? Почему не стал делать операцию язвенному больному, а отправил того в район и уже забыл об этом? Почему, осматривая девушку с мениском, он только похлопывает её «по румяной щеке», опять откладывая операцию? Почему для него удалять аппендицит — значит его «выковыривать»? Почему уже в три часа дня (не забудем: пришёл в больницу с большим опозданием!) надо «отчаливать» домой? Много «почему»...

Наконец, ещё несколько штрихов. Мгновенно вспыхнувшее желание «работать, работать, работать» (отсюда призыв к самому себе - «шире шаг, маэстро!») исчезает, когда требуется реальное действие, например, прочитать лекцию о вреде алкоголя перед началом киносеанса. Солодовников и здесь отвечает отказом без видимых на то причин. И ещё. Его больше влекут развлечения — вечером «компания в пять-шесть человек», «музыка», «винишко». А курносенькая хохотушка вызывает у него далеко не серьёзные чувства.

Кто же такой врач Солодовников? Каков его портрет? Молодой человек, который «валял дурака» в институте, мечты которого характеризуют его как само- и честолюбивого человека, не привыкшего к кропотливому, серьёзному труду, легкомысленного и легковесного. Его мечты так и останутся несбывшимися надеждами, не случайно уже в этот день он практически отказывается от них - «стал безразличен солнечный день», будущая книжка заброшена в стол подальше. Поэтому и название рассказа - «Шире шаг, маэстро!» - звучит иронически.

Да, мечты бывают разные. И люди, ими одухотворённые, тоже. Но только от человека зависит — станет ли мечта целью, к которой нужно идти, или так и останется призрачным миражом. Об этом нам говорят судьбы героев русской литературы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.