|
Мотив дороги (по произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя) (ЕГЭ по литературе)Мотив дороги часто встречается в произведениях русских писателей. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь использовали образ дороги для создания определенного настроения, передачи скрытого смысла или раскрытия характера и чувств персонажей. Одни авторы связывают его с идеологией романтизма, скитаниями героя, а другие – делают из него неотъемлемую сюжетную часть, на которой строится все повествование. В своем сочинении я хочу рассмотреть, как мотив дороги раскрывается в произведениях «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и «Мертвые души». Роман в стихах А.С. Пушкина начинается с того, что Онегин приезжает к больному дяде. Это начало и вводит в произведение образ дороги как символ развития характера Евгения. Кульминацией в развитии главного героя становится дуэль с Ленским. Не выдержав душевных переживаний, герой отправляется в путешествие. Это становится символом его нравственных скитаний, ведь после этой поездки мы видим совсем другого Онегина: потерянного, отвергнутого Татьяной. Помимо этого, можно вспомнить, как Пушкин иронизировал по поводу состояния дорог в России, описывая поездку Лариных в Москву: «... мосты забытые гниют, на станциях клопы да блохи заснуть минуты не дают...» Мы видим картину разрухи и опустения. Но в то же время автор использует образ дороги, чтобы показать Россию с другой стороны, путешествуя вместе с Онегиным. Он восхищается многообразием огромной страны, грустит о милых сердцу пейзажах. В «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова мотив дороги раскрывается ярче. Повествование ведется от лица офицера-путешественника, который ищет свое место в жизни. Автор вводит историю Печорина через его записки. Лермонтовский герой видится нам странником: Григорий Александрович едет через Кайшаурскую долину, в Тамань, в Петербург, в Кисловодск. И даже умирает он в дороге, возвращаясь из Персии. Жизнь и смерть героя, как бесконечный путь, символизирует не только его поиск себя и смысла в своем существовании, но и духовный крах героя, ведь, пройдя через многое, он так и остался разочарованным, а мир его не понял и не принял. Сюжет поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя тоже строится вокруг путешествия главного героя. Визиты к помещикам Чичикова изображают перед нами мир бездушных и пустых людей, а Россия принимает облик потерянной страны, полной темноты и несправедливости. От Манилова до Плюшкина расположилась некая градация помещиков по мере их испорченности: от легкой беспечности к жестокой и равнодушной скупости. Однако при этом в лирических отступлениях Гоголь показывает Россию с иной стороны. Она показана нам в образе птицы-тройки, которая прекрасно несется вдаль, а под нею дымится дорога и гремят мосты. Так, автор изображает не только прекрасную и полную сил Россию, но и выражает надежду на светлое будущее страны. Таким образом, можно отметить, что мотив дороги имеет широчайший спектр значений у разных авторов. Этот образ как помогает обозначить логику повествования, так и передать читателю серьезные темы: от развития человеческой души до описания целого государства. Обновлено: Опубликовал(а): Бартоломью Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|