|
Возвышенное и низменное в искусстве (Школьные сочинения)Возвышенное и низменное в произведениях искусства Цель любого произведения искусства – повлиять на человека, открыть перед ним истину. Один из способов достичь этой цели – показать конфликт возвышенного и низменного. Контраст между этими понятиями оказывает важнейшее эмоциональное влияние на зрителя. Возвышенное – категория эстетики, отражающая красоту и ценность предметов и явлений, обладающих положительным значением для человека или общества, но в силу своей колоссальной мощи неосвоенными обществом. К возвышенному можно отнести: благородство, красоту, гуманность, боголюбие, честность, искрению любовь, жажду жизни. К низменному относятся: уродство, зависть, гнев, страсть, жестокость, смерть, лень, своеволие, эгоизм. Примеры возвышенного и низменного Сандро Боттичелли, «Весна» На данной картине ужилось возвышенное и низменное. Венера – центральная фигура картины, воплощение гуманности. Именно она разделяет две группы персонажей: левую группу, отображающую возвышенные порывы человечества (такие как: высоконравственность, мораль) и правой группы, изображающей низменное – плотские утехи и материализм. Иероним Босх, триптих «Сад земных наслаждений» Прекрасным примером противопоставления возвышенного низменному послужит нам самый известных триптих голландского художника Иеронима Босха. В левой части картины изображен «Рай» - воплощение чистоты и безгрешности, здесь нет места порокам. В крайней правой части изображен «Ад», исполненный семью смертных грехами. Центральная часть триптиха – совокупность низменных («Сад земных наслаждений») и возвышенных («Прославленное братство Пресвятой Богородицы») понятий.
Значение возвышенного и низменного Изображение возвышенного и низменного в искусстве несут в себе единую цель – показать зрителю важность эстетических ценностей, которую можно осознать как через образ красоты, так и через образ уродства. Различия же между данными категориями заключается в эмоциях, вызываемых у зрителя для достижения цели. Возвышенное вызывает у нас изумление, восхищение, преклонения перед великим. Низменное в свою очередь заставляет нас чувствовать отвращения, страх или даже отрицание уродства. Через эти эмоции автор доносит до нас свой сокрытый посыл, главный смысл произведения. Стоит так же отметить, что у любого человека есть потребность в переживание эстетических чувств – высших чувств, вызываемых красотой или безобразием. Всегда ли низменное далеко от возвышенного? Правильным ли будет полное противопоставление возвышенного низменному? Всегда ли эти понятия далеки друг от друга? Ответ не очевиден, и найти его нам помогут произведения Михаила Юрьевича Лермонтова. Демонические мотивы присутствуют во всех произведениях Лермонтова, как говорил В.В.Розанов: «Во всех стихотворениях Лермонтова, есть уже начало «Демона», «Демон» недорисованный, «Демон» многообразный. То слышим вздох его, то видим черту его лика». Демон – низменный персонаж, декларация зла, которому чуждо все эстетическое. Но Демон Лермонтова беспокоен, он жаждет любви, ему знакомо сострадание. Потому, он стремится приблизитьь себя к Небу и к Господу, к образу совершенства. Это, не что иное, как высокое зло, приближенное к понятия о возвышенном. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Цветкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|