|
Вы здесь: Критика24.ру › Уроки по литературе
План полного анализа стихотворного текста 9-11 класс (Уроки по литературе)(План можно использовать для написания сочинения.) I. Вступление. История создания стихотворения (дата создания, повод для написания, кому посвящено и т.п., связь с определённым периодом творчества, с литературным направлением). II. Основная часть. (Всё указанное ниже должно быть отражено в основной части, но не обязательно в указанном порядке. Порядок анализа определяется удобством изложения. Однако сначала следует рассматривать содержательную и образную сторону стихотворения, а затем — средства художественной выразительности, а не наоборот. Кроме того, через всю работу должно проходить собственное эстетическое восприятие произведения, но ни в коем случае не на уровне «нравится — не нравится».) 1) Жанр (послание — дружеское или любовное, ода, сонет, элегия, реквием и т.д.; иногда просто лирическое стихотворение). Некоторые жанры лирики: Элегия — грустное размышление Ода — стихотворение, написанное в честь лица или события; Стансы — размышления философского или исторического характера; Послание — стихотворение, адресованное кому-нибудь (дружеское, любовное, гражданское); Мадригал — шуточное, обычно любовное, стихотворение в альбом: Эпиграмма — короткое, адресованное кому-нибудь стихотворение юмористического или сатирического содержания; Дифирамб (гимн) — стихотворение во славу кого — либо; Поэтический памфлет — стихотворение обличительного характера; Идиллия (пастораль) — описывается свидание влюблённых на лоне сельской природы. 2) Общий смысл, тема (тематикой любого произведения является изображение человека), предмет стихотворения (о чем, с какой целью, что хотел сказать, выразить автор), если есть — идея. 3) Композиционная и лирическая логика стихотворения (если есть — смысловые части), ход развития мысли или чувства, переживания (переход от одной мысли к другой; или нагнетание, усиление одной и той же мысли/чувства; или чередование впечатлений; или противопоставление, контраст; или параллели; Композиция может быть прямой (последовательно излагаются события), обратной (последовательность нарушена), кольцевой и др. 4) Соотношение «внешнего» и «внутреннего» (картин природы — состояния души, например). 5) Главные образы стихотворения, их сопоставление, выяснение эмоционального и содержательного значения. Особое внимание стоит уделить образу лирического героя, его соотношению с самим поэтом, его настроением, обстоятельствами его жизни. 6) Определение приёмов и средств поэтической выразительности (тропы) (эпитеты, сравнения, олицетворения, разновидность олицетворения — персонификация, т.е. перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления; метафоры — в том числе реализация метафоры). Приёмы выразительности рассматриваются не сами по себе, а как средства достижения художественной цели данного произведения (чтобы передать определённые чувства, мысли, выразить отношения и т.п.). 7) Речевые особенности стиха: Инверсия — нарушение порядка слов (под ёлкою высокой видит, белочка при всех золотой грызёт орех); Анафора — повтор слова или группы слов в начале нескольких строф, фраз…(Приходила ласточка — дворяночка/ Приходила белочка — княгинечка. Приходила лисица — подьячиха... ); Повторы (Вы копайте мне могилу/ Во поле, поле широком) 8) Размеры стиха: двусложный (хорей — ударение падает на первый слог, ямб — на второй), трёхсложный (дактиль - 1; амфибрахий - 2; анапест - 3). 9) Через анализ одного стихотворения даётся характеристика особенностей творчества данного автора (или вообще, или в конкретный период), поэтому, нужно провести параллели с другими стихами этого автора. III. Заключение. Как правило, это краткий вывод из всего уже сказанного, обобщение, резюме. Можно упомянуть о продолжателях традиций данного автора в русской литературе, если они были; сказать о месте творчества этого автора в истории нашей литературы, но без выспренних общих мест. Обновлено: Опубликовал(а): Игорь836 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|