|
Месть и великодушие как нравственный выбор человека (Итоговое сочинение (декабрьское))Из всех предложенных тем я выбрал именно эту, потому что она не может оставить меня равнодушным. Каждый день мы стоим перед дилеммой — как поступить в той или иной жизненной ситуации, как выстроить отношения с окружающими людьми? А ведь это и есть нравственный выбор — выбор, продиктованный теми морально-этическими принципами, которые были сформированы у нас нашими родителями, условиями жизни, социумом. И одной из самых сложных проблем, по-моему, является отношение к поступкам людей, не оставляющих нас равнодушными, затрагивающими наше внутреннее «я». Ответить на нанесенную обиду или простить? Отомстить или проявить великодушие? Я думаю, на эти вопросы нет и не может быть однозначного ответа, но, бесспорно, мстительность — отрицательное человеческое качество. Вспомним Швабрина, героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Человек самовлюблённый, без нравственных убеждений, он выбирает путь мщения за нанесённые ему (пусть и невзначай!) обиды. Привыкший безнаказанно сплетничать о живущих рядом с ним в Белогорской крепости людях (якобы поручик находится в «непозволительной связи» с женой коменданта крепости; Маша Миронова — девица лёгкого поведения), он требует «сатисфакции» у Гринёва, назвавшего его «мерзавцем». Воспользовавшись тем, что тот обернулся на оклик Савельича, Швабрин подло наносит удар шпагой противнику сзади. Именно Швабрин доносит на Гринёва, обвиняя своего соперника (оба неравнодушны к Маше) в государственной измене, в сотрудничестве с Емельяном Пугачёвым. Поистине мстительность — признак слабого человека. Напротив, великодушие проявляет «кровавый» Пугачёв, от которого трудно ожидать чего-то подобного. Он помнит добро, проявленное по отношению к нему, тогда никому неизвестному бродяге, когда Гринёв отдаёт ему свой заячий тулупчик. А нравственная стойкость этого дворянина, перед лицом смерти не отказавшегося от чести и долга, не может не вызвать уважения у новоявленного «царя». И Пугачёв проявляет великодушие — не только дарит жизнь Гринёву, но и впоследствии помогает тому освободить Машу Миронову от притязаний Швабрина. Таким образом, в душе даже жестокого предводителя крестьянского восстания есть место «чувствам добрым». В повести Пушкина мы видели проявления мстительности и великодушия у разных героев, но (я уверен!) в душе каждого человека эти качества могут сосуществовать и проявляться в разных жизненных ситуациях. Пример тому — Андрей Болконский, герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Узнав о попытке Анатоля Курагина тайно увезти Наташу Ростову, с которой Болконский был обручён, он, будучи глубоко оскорблён и уязвлён, отправляется в армию с целью вызвать Курагина на дуэль. Болконским движет желание отомстить прежде всего за честь Наташи, и он ищет повод для дуэли. Но почему-то это желание отомстить не вызывает у читателя тех чувств, которые мы испытываем от поступков Швабрина. Когда же смертельно раненный Болконский видит искалеченного Анатоля Курагина, он забывает о своей цели наказать обидчика. Его душу охватывает великодушие к врагу, открывшее герою путь к всеобъемлющей христианской любви ко всему человечеству. Подведём итоги. Мстительность по каждому, даже незначительному, поводу как навязчивая идея — это черта недалёкого, душевно неразвитого человека. Великодушие же — проявление лучших человеческих качеств, способность понять и простить другого. Каждый из нас может оказаться перед соблазном отомстить, и выбор — отомстить или великодушно простить — зависит от глубины и прочности нравственного стержня личности. Обновлено: Опубликовал(а): listsova.tatyana Внимание! Спасибо за внимание.
|
|