|
Вы здесь: Критика24.ру › Уроки по литературе
Виды подготовка к сочинению (Уроки по литературе)Школьное сочинение - это творческое, самостоятельное изложение учеником мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим. Сочинения занимают исключительно важное место в обучении иностранным языкам. В них выражается внутренний мир ученика. По сочинению можно проследить его развитие, формирование его мировоззрения, отношение к жизни. В них ученик полностью раскрывается, обнаруживает свои индивидуальные склонности и возможности. Сочинения можно писать с самого начала обучения, в классе и дома. Начинать надо с классных – пока учащиеся не овладеют элементарными навыками написания сочинений. Сочинения надо вводить системно, от этапа к этапу повышая требования к их содержанию, технике изложения и грамотности. Учащиеся должны владеть умением рассказывать о чём-либо по плану, в определенной последовательности, не нарушая логики развития событий.
В зависимости от возраста учащихся и ступени обучения сочинения различаются: - по целям; - по тематике; - по сложности; - по степени серьёзности; - по содержанию. Виды сочинений: Различают два основных типа: 1. На литературную тему. 2. На свободную тему. Сочинения могут различаться: по источнику: картина - пересказ сюжета картины, - описание пейзажа, - введение картины в качестве эпизода, - по ряду картин, - с грамматическим заданием, миниатюры - небольшие по объёму письменные высказывания по какому-либо поставленному учителем вопросу, выполняются по преимуществу на уроке в течении 10 – 15 минут: - стилистические приёмы, - изобразительные средства языка, - тематическая лексика, - построение предложений определенной конструкции, - активизация словаря, - с грамматическим заданием, результат чтения художественной и научно-популярной литературы: - аннотации, - отзывы-рецензии, - портретные характеристики, - конспекты по разным предметам, - записи прослушанного (лекции, рассказа...), по аналогии (подобный рассказ) - содержанием является какой-либо известный учащимся или придуманный ими случай жизни. по объёму по месту и способу выполнения: - классные и домашние, - коллективные и индивидуальные. по наличию или отсутствию дополнительных заданий, опираются на личный жизненный опыт учащегося, его непосредственные наблюдения: - развёрнутые или миниатюры с дополнительными заданиями, - по опорным словам, - с дополнением текста, - продолжение рассказа, - с грамматическим заданием, - о случившемся с самим рассказчиком (как я упал с...), - о виденном (праздничный карнавал, автомобильная авария), - о забавном поведении... по жанру (в «чистом» виде эти сочинения встречаются редко): - поветствование, - описание, - рассуждение, - портретная характеристика, - письмо, - деловая речь, - опыты самостоятельного литературного творчества. Подготовка к сочинению Наибольшие трудности, с которыми сталкивается учащийся при написании сочинений, связаны с отсутствием или плохим проведением подготовительной работы к сочинению (когда ученика не учат тому, как нужно приступать к сочинению, выполнять его и т.п.). Без такой подготовительной работы формирование навыков связной речи идёт почти самотоком. Ученик идёт к цели, не зная, из чего складывается его работа над сочинением, какие навыки его потребуются, каких умений у него ещё нет и как их приобрести. К. Д. Ушинский писал о том, что «нельзя задать ученику прямо довольно обширное сочинение на заданную тему, если до того времени не имелось предварительных упражнений». Сочинения проводятся главным образом с целью обогащения словаря учащихся, для них опорными словами являются слова, словосочетания, иногда целые фразы, тематически подобранные учителем. Их надо объяснить не только с точки зрения значения, но и орфографии, морфологии, стилистики. Это могут быть и слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, а частично и совсем новые слова, которые используются с целью обогащения словаря. Дальше следует работа над предложением с целью предупреждения грамматико-стилистических ошибок. Предварительно может быть предложено (особенно на первых порах, когда ученики ещё не освоились с данным видом работы) составить устный рассказ на заданную тему с использованием предложенных опорных слов. Необходимо предупредить учащихся, что не надо употреблять все слова, словосочетания... Учащимся предоставляется право самим сформулировать тему сочинения. У каждого ученика есть своё видение ситуации, своя фантазия. Анализ речевых ошибок При анализе сочинений необходимо оценивать: - содержание (надо иметь в виду, отвечало ли оно теме, использованы ли все необходимые факты, достоверность их, доказательность высказанных мыслей, как использован иллюстративный материал...), - композицию (удачная композиция предполагает стройность, чёткость, логическую последовательность и связь его частей, правильное соотношение их), - выразительность языка (словарь, стилистические достоинства), - правильность с грамматической точки зрения, - грамотность. Сочинения проверяются немедленно, (в случае сочинения-миниатюры тут же на уроке), на следующем уроке. Техника исправления ошибок у разных учителей может быть различной, она вырабатывается постепенно, годами. Но любой вариант исправлений и условных обозначений ошибок должен быть хорошо известен учащимся. Речевые ошибки учащихся должны приниматься во внимание и учитель должен с ними работать дальше, пока их не устранит. В качестве меры, стимулирующей учащихся на лучшее в речевом отношении оформление письменных работ, надо практиковать чтение работ, являющихся образцом, к которому нужно стремиться и другим. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|