|
Вы здесь: Критика24.ру › Блок Александр
поэма «Двенадцать»: образы и символы (Блок Александр)Поэма «Двенадцать» - одно из знаковых произведений 20 века. Тема революции в ней раскрывается неоднозначно. Многогранная символика Александра Блока воспринималась каждым читателем индивидуально, один и тот же образ мог быть истолкован двумя противоположными способами. Поэт Маяковский писал: «Одни видели в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей...». Сам же Блок не считал свое произведение политическим. «Я политически безграмотен…» (6, 8) - заявлял Блок 14 января, отвечая на анкету газеты «Петроградское эхо». Поэма рисует образ революции, однако, автор не поддерживает и не отрицает ее, не агитирует за ту или иную сторону, он рисует свое видение происходящих событий. Автор здесь сам выступает как зритель, но не действующее лицо. Первое что он видит – это ветер. Ветер, под напором которого не может устоять человек. Сильная вьюга станет лейтмотивом произведения. Природное явление олицетворяет явление социально-политическое. Хаос ветра – это хаос революции, под ее (революции) давлением никто не может устоять, она неуправляема, стихийна, в такое время «скользит» «всякий ходок», независимо от класса, к которому он относится. Вьюга-революция беспощадно «косит» всех. Также ветер создает «музыку революции», т.е. выступает как фон для текущих событий. Двенадцать красных слушая эту музыку совершают убийство, готовятся к грабежам. Революция подначивает красногвардейцев на разбой, подгоняет их. Буржуй и барыня в каракуле остаются же безучастны. Ветер хлыщет их, но все что может сделать старый класс – это спрятать нос в воротник. Даже ветер революции не способен побудить их к действиям, они не слышат музыки, создаваемой ветром перемен. Сильный ветер к завершению поэмы поднимет красный флаг. Мы понимаем, что в январе 1918 г. для многих было очевидно, что красный флаг, поднятый над страной, это не временное явление, это итог, завершение поэмы или долгой борьбы. Флаг это новый режим, который он символизирует. Эта новая эпоха. Не зря флаг поднят именно ветром, но не рукой человека. Возможно, автор видел в победе большевиков роковую случайность, флаг был поднят инерцией ветра-революции. Это результата стихии, но не целенаправленное действие человеческой руки. Еще один важный образ-символ в поэме – это образ Христа. Он идет во главе отряда из двенадцать бойцов. Что примечательно, Иисус не является лидером двенадцати, красногвардейцы замечают присутствие постороннего, но не видят Христа и не могут различить его. Что же их ведет? Невидимость Христа может означать как непонимание красными силы, которая привела их к победе, так и не понимания результата, к которому они придут, разрушив старый режим. Почему же Блок выбрал именно этот библейский образ? Поэт писал, что нужно, чтобы с красногвардейцами «шел Другой» - кто именно, Блок не знал. Некоторые предполагают, что этот образ был введен для придания «эффекта», т.е. это чисто литературный образ, который должен украсить поэму. Этот образ слишком символичен для многих, так каждый читатель в последней двенадцатой части поэмы увидит свой итог. В образе Христа большевиков к победе может вести правда, предначертание, вера всех людей и т.д. За этим образом угадывается слишком большое количество версий. Обновлено: Опубликовал(а): Iperson Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|