|
Вы здесь: Критика24.ру › Итоговое сочинение (декабрьское)
В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом? (Итоговое сочинение (декабрьское))Итоговое сочинение: В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом? Дисгармония в обществе - это отсутствие единства во взглядах, неспособность выслушать другую точку зрения и прийти к компромиссу, это отсутствие согласия, взаимного понимания и уважения, противоречия между индивидуумом и социумом. В чём же истоки дисгармонии между личностью и обществом? Как мне кажется, существуют две основные причины, разделяющие человека и общество. Первая причина кроется в самой среде, которая консервативна, не хочет изменяться, отрицает всё новое и поэтому не принимает того, кто стремится к переменам, чтобы сделать жизнь более справедливой и совершенной. "Исправьте общество, и болезней не будет" - так говорит герой романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" Евгений Базаров, нигилист, веривший в то, что вместе с разрушением старого строя и созданием нового общества человек почти автоматически избавится от нравственных болезней. Несомненно, будущий лекарь ошибался, он и сам, безответно влюбившись в Анну Сергеевну Одинцову, приходит к выводу, противоположному своему прежнему мнению: люди не деревья в лесу, они разные, и каждого человека следует изучать отдельно. Значит, дело не только в среде? Несомненно, вторая причина дисгармонии между личностью и обществом кроется в самой личности. Если человек отвергает вековые устои и традиции, не уважает окружающих, не хочет считаться с их мнением, ставит себя выше других, поражённый гордостью, "почти сатанинской", как сказал Павел Петрович Кирсанов о Базарове, то конфликт между человеком и средой неизбежен. Попробуем доказать свою точку зрения, обратившись к литературным аргументам. Классический пример противостояния между человеком и обществом мы найдём в бессмертной комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". Александр Андреевич Чацкий и фамусовское общество находятся в конфронтации. В чём же причина их взаимного неприятия? Чацкий - человек "века нынешнего", он полностью принадлежит "дней Александровых прекрасному началу", когда после войны 1812 года многие передовые люди ожидали реформ, ведущих к более свободному и совершенному обществу. Молодой дворянин - противник крепостного права, убеждённый в том, что "умный, бодрый наш народ" достоин лучшей участи. Он отстаивает право личности на свободу выбора. Дворянин не должен стремиться служить при дворе, пытаясь достичь "степеней известных": "служить бы рад, прислуживаться тошно". Он имеет право жить в деревне, заниматься науками и искусством, читать книги, совершенствуя свою личность. Но консервативное фамусовское общество придерживается других взглядов. Сторонники "века минувшего" - века Екатерины - отстаивают свои ценности: богатство, чины, почёт. Они не принимают всего того нового, что ведёт к разрушению их устойчивого мира, поэтому конфликт между Чацким и обществом неизбежен. Приверженцы прошлого века объединяются в борьбе против "карбонария" Чацкого и объявляют его сумасшедшим. Молодой человек покидает Москву, побеждённый количеством старой силы, но не сломленный нравственно. Попробуем раскрыть вторую причину дисгармонии между личностью и обществом, когда человек ставит себя выше других и не признаёт нравственных законов среды. В рассказе М. А. Горького "Старуха Изергиль" есть легенда о Ларре. Сын женщины и орла воспитывался высоко в горах, вдали от своего племени, и поэтому, появившись среди сородичей в двадцатилетнем возрасте, он не понимает и не принимает законов человеческого сообщества. Ларра неуважительно относится к старейшинам племени, считая себя выше и лучше всех. Однажды самолюбивому гордецу понравилась дочь старейшины, и он захотел, чтобы она пошла с ним, но девушка отказалась. Тогда Ларра толкнул героиню и наступил ей на грудь, дожидаясь момента, когда несчастная испустит дух. Племя было поражено: впервые на их глазах произошло убийство. Ларра был изгнан из общества людей и наказан вечным одиночеством. Подведём итог. мы доказали, что причины дисгармонии между личностью и обществом заключаются как в самом обществе, в его консервативности и нежелании развиваться и двигаться вперёд, так и в самой личности, которая свои стремления ставит выше среды и не подчиняется общечеловеческим законам. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|