|
Портрет как средство создания характера в романе «Война и мир» (Толстой Лев Н.)«Война и мир» - бессмертное произведение русской классики. Этот масштабный роман-эпопея охватывает и раскрывает целую историческую эпоху: в нем изображена жизнь России в начале 19 века, а также грандиозные события, сыгравшие большую роль для дальнейшего её развития. Роман сочетает в себе описание как политической, так и общественной жизни, и охватывает все слои общества – дворян, военных, крестьян. Л.Н.Толстой создает множество героев, чьи характеры он нам раскрывает. Очень важным средством для раскрытия характера в «Войне и мире» является портрет. Именно с него начинается знакомство с героем, а малейшие детали внешности, неоднократно подчеркиваемые писателям, позволяют глубже понять героя. «Лучистые глаза» княжны Марьи, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая...» Наташа, «хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка» Лизы Болконской – эти и многие другие детали внешности дарят героям романа особенный шарм. Для Толстого-художника важно не просто изобразить персонажа, а показать в его внешности особые детали характера, присущие только ему и выделяющие его среди остальных. Портрет героя также позволяет понять читателю отношение к нему автора – положительное, как, например, к Наташе Ростовой, или отрицательное, как к Элен Курагиной. Одной из любимых героинь Л.Н.Толстого является Наташа Ростова, однако писатель не одаряет её красивой внешностью. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…» - так описывает ее писатель в начале романа. Наташа совершенно искренна, она может «распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною» и «зареветь, как ребенок». Описывая Наташу в разных душевных состояниях, Толстой употребляет «устойчивый» эпитет – «блестящие глаза». Эта повторяющаяся портретная деталь подчеркивает очарование девушки. Внешность её воспринимается как отражение её богатого внутреннего мира. Ростова вечно в движении, и потому часто изменчива. Она отдается охватившим её чувствам с головой, переживая всю полноту жизни. Иногда её желания не совсем серьезны, однако это придает ей особую прелесть. Наташа воплощает собой естественную жизнь, и именно за это её ценит Л.Н.Толстой. Л.Н.Толстой также постоянно подчеркивает некрасивость внешнего облика Марьи Болконской, её «некрасивое слабое тело и худое лицо», но важнейшей деталью её портрета являются её глаза - «прекрасные и лучистые». Княжна Марья – женщина умная и кроткая. Она очень религиозна, принимает богомольцев и странников, терпя насмешки и издевательства отца. Свет в глазах Марьи – это свет её души, и именно он делает облик княжны прекрасным. Полностью противоположен этим героиням образ Элен Курагиной. Л.Н.Толстой изображает её красавицей, привлекающей к себе все взгляды. Элен обладает сияющей улыбкой, «необычайной, античной красотой тела», она умеет правильно подать себя в обществе и вести светские диалоги. Однако Л.Н. подчеркивает, что красота её «мраморная» и на ней будто чувствуется лоск от множества взглядов. В образе Элен писатель отражает безнравственность и порочность, скрывающиеся за великолепным внешним обликом. Помимо изображения светского общества, важную роль в романе также играют военные дела. «Мысль народная», которая вместе с мыслью семейной является ведущей в романе, частично отражена в образе Платона Каратаева, который служит олицетворением всего русского, доброго и простого. В округлости его головы, спины, рук, движений проявляется внутренняя гармония и душевный мир: "...вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что&то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые...". При первой встрече с этим маленьким, ласковым и добродушным человеком Пьера поражает ощущение чего-то круглого и спокойного. Важнейшими в романе являются образы двух великих полководцев – Наполеона Бонапарта и Михаила Илларионовича Кутузова. В раскрытии их характера особую роль играет портретная характеристика. В романе фигуры Кутузова и Наполеона противопоставлены и это проявляется даже в описании внешнего облика персонажей. Русский фельдмаршал – человек старый и грузный. Ему тяжело передвигаться и вести активный образ жизни, которого требует обстановка военного времени. Утомленный жизнью старик не может, по мнению представителей светского общества, стоять во главе армии, то ли дело бодрый молодой французский император. Здоровый, активный, полный сил и энергии Наполеон производит впечатление храброго полководца. Однако читатель чувствует симпатию к пожилому человеку, а не к блистательному герою. Такого эффекта писатель добивается с помощью незначительных деталей в портрете своих персонажей. Описание Кутузова бесхитростно и правдиво, в то время как портрет Наполеона проникнут иронией. Кутузов ведет себя просто, он ласков и добр с солдатами, Бонапарт же ведет себя неискренно, напыщенно, например, перед портретом сына он, зная, что на него все смотрят, «сделал вид задумчивой нежности». Портрет в романе-эпопее «Война и мир» помогает нам не только представить толстовских героев, и не только понять их сущность, но и увидеть, почувствовать авторское отношение к созданным им в романе образам самых разных персонажей. Становится ясным, что для Л,Н.Толстого важен не внешний облик героев, а их внутренний мир. В своих героях он ценит искренность, доброту и простоту, что отображает и в деталях их внешности. Обновлено: Опубликовал(а): ElenaS Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|