Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема воспитания и образования по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Денис Иванович Фонвизин - великий драматург, автор знаменитой комедии «Недоросль», одного из самых значительных и важных литературных произведений XVIII века. В центре пьесы поднимается социально-политическая тема. Автор подчеркивает, что в поведении помещиков полностью отсутствует мера и здравый смысл, причем такое поведение поддерживается властями. Контрастно выглядит на этом фоне полнейшее бесправие крепостных. Об этом цинично заявляет госпожа Простакова, рассказывая, что после того, как отобрали у крестьян последнее, что у них оставалось, теперь уже с них взять нечего.

Еще одна важная тема, поднимаемая в произведении, - тема воспитания и образования.

Эта тема раскрывается при помощи образа недоросля Митрофана – типичного дворянского подростка того времени, не закончившего обучение. Согласно указу Петра I, дворянские сыновья были обязаны постигать науку и только по достижении совершеннолетия могли жениться и поступать на государственную службу. Однако дворяне нашли лазейку: их сыновья учились фиктивно, по словам Фонвизина, они "через воспитание разумели … одно питание". Митрофан – яркий тому пример. Госпожа Простакова даже не скрывает этого, она лишь просит сына: «хоть для виду поучись» и добавляет: «чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!».

Разумеется, в то время, в эпоху Просвещения, многие дворяне были образованными людьми, к их числу принадлежал и сам Фонвизин. Эти люди были настойчивы в своем убеждении, что русскому дворянству необходимо образование. В произведении тоже присутствуют такие прогрессивные дворяне. Это положительные герои Правдин и Стародум, которые говорили, что в любые времена человеком будет тот, кто имеет сердце и душу. А выражение "Золотой болван - все болван" означает, что быть умным и образованным человеком гораздо важнее, чем быть богатым дворянином. Свое мнение высказывали эти герои и об истинной системе ценностей и настоящем дворянине: богатым является не тот, кто, пересчитывая деньги, прячет их в сундук, а кто отдает лишнее тому, «у кого нет нужного». Настоящий дворянин должен помогать людям, служить отечеству. А не делать ничего – это первое бесчестие.

Является ли Митрофан истинным дворянином? Конечно, нет. Наоборот, он был самым ярким проявлением всех отрицательных дворянских качеств. Однако причина этого не только в нем самом. Во многом она кроется в матери – помещице Простаковой. Митрофану достались от нее все пороки: грубость, крайнее невежество, жестокость, жадность, презрение окружающих. Все человеческие ценности здесь перевернуты с ног на голову, везде царят ложь, произвол и гнет. Простакова является смесью низости и наглости, трусости и жестокости, нечеловеческой злобы и… нежности и безрассудной любви к сыну. Госпожа Простакова не чаяла души в своем сыне, лелеяла и баловала его. Помещица необразованна и невежественна. Более того, в ее роду никто не был обучен наукам, а неумение читать было атрибутом подлинного дворянского происхождения. Поэтому и Митрофанушка рос в полнейшем невежестве, а пример матери растил в нем жестокого невежду по ее подобию. Не были примером для подражания и учителя Митрофана, да и знаний они ему никаких не давали. Они были точно такими же недоучками, как и сам недоросль. Кутейкин и Цифиркин решили не перечить Митрофанушке и учиться его не заставляли. Он обучался наукам уже три года, но так ничего нового и не узнал. Вральман же и вовсе отпускал своего ученика с уроков, когда тот уставал, а уставал Митрофан от наук постоянно.

Результат плохого воспитания дает о себе знать в финале пьесы, где Митрофан отворачивается от матери в трудный для нее момент. «Вот злонравия достойные плоды!» - подводит резонный итог Стародум.

В наше время проблема воспитания не потеряла своей актуальности. Более того, она практически не изменилась. Родители не заботятся о том, чтобы дать своим детям должный пример, не следят за тем, как учатся их дети, но при этом чрезмерно балуют своих чад. То есть социальные проблемы во все времена одинаковы. И даже спустя четверть века мы понимаем, что человек лишь тогда станет настоящим гражданином, сильным, благородным в мыслях и делах, если у него есть желание и умение учиться и трудиться на благо общества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.