|
Вы здесь: Критика24.ру › ЕГЭ по литературе
17. Какую роль в поэме А. А. Блока «Двенадцать» играют приемы сопоставления и противопоставления? (ЕГЭ по литературе)В поэме А. Блока "Двенадцать" приемы противопоставления и сопоставления играют важную роль в построении оживленного сюжета и изображения глубины конфликта уходящего и наступающего времен. Мир в понимании А. Блока состоит из крайностей, резких противоположностей, внезапно оказывающихся близкими друг другу. Хронотоп поэмы очень точен: действие происходит зимой восемнадцатого года в Петрограде, конкретном, детально описанном городе. Одновременно с этим все образы городского бытия становятся символами большого мира - космоса, Вселенной. Вьюжная стихия, "мировой пожар", заполняющие узкое пространство петроградских улиц, охватывают и "весь божий свет". В тексте поэмы прослеживается оппозиция старого и нового мира: прошлое в поэме сопоставляется с безродным, голодным псом, что бредет позади двенадцати, а символом нового мира становятся сами двенадцать. Поэт изображает старый мир статичным, застывшим, в то время как новый находится в постоянной динамике. В поэме А. Блок широко пользуется символикой цвета и в расколотом постреволюционном мире отчетливо противопоставляет черный и белый цвет. Старая Россия ассоциируется с черным цветом, в то время как надежды на преображение и лучшее будущее связаны с белым: тьма ночи и черное оружие патрульных сталкиваются с образами вьюги, снега, "белым венчиком из роз" у Христа. Углубляет противопоставление космического и бытового масштабов изображения обращение к отношениям личности и истории. Большое место в поэме занимает описание обычных жителей Петрограда (барыни, попа, проститутки, старушки и других) и любовной истории Петрухи и Катьки. Обыденная жизнь течёт на фоне глобальных исторических событий, планетарной вьюги. Интимный конфликт героев постепенно перерастает в конфликт социальный, исторический, сливается с ним. Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови, насилия как основной черты исторических изменений. Контрастность образа проявляется и в неоднозначном понимании святости в поэме: двенадцать патрульных кажутся и разбойниками, и апостолами. Образ двенадцати олицетворяет разбойную, стихийную Россию: они идут без "имени святого", собираются "пальнуть пулей в святую Русь". Однако, "раздувая мировой пожар", они привычно просят благословения, и именно впереди них появляется светлая фигура Христа. Хотя об отношениях двенадцати и Христа ведутся разнообразные споры, ясно одно: красногвардейцы продолжают свой путь в незримом сопровождении Христа. Таким образом, в поэме А. Блока старый и новый мир, отдельно взятый город и Вселенная, человек и история оказываются в одном символическом пространстве и не только противопоставляются, но и сопоставляются друг с другом. Обновлено: Опубликовал(а): art42 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|