Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сравнительная характеристика стихотворений «Тройка», «В дороге» Н. Некрасова и «На железной дороге» А. Блока. (ЕГЭ по литературе)

Поэты в данных произведениях обращаются к сюжетам из жизни женщин и через реалистически описанную бытовую ситуацию раскрывают тему несопряженности, чуждости двух миров - крестьянской России и России просвещенных сословий.

В трех работах ключевым мотивом является мотив жизненного пути, который реализуется через образы дороги и железнодорожных линий. "Тоска дорожная, железная..." (А. Блок) - основное, неизменное чувство, которое испытывают героини, застывшие на одном месте, в то время как мимо них стремительно проносится весь мир.

"Вагоны шли привычной линией..." (А. Блок) - предначертанный женщинам жестокий путь невозможно изменить; дороги жизни каждой из героинь прямы и очевидны, и ничто не может их скривить. Женщин, надеющихся вырваться из ловушки несправедливой судьбы, мучительно манит полная движения чужая жизнь. Однако окружающие (в "Тройке" - корнет, во "В дороге" - барыня и муж-ямщик, в "На железной дороге" - гусар и проезжающие) способны только на бездеятельное сочувствие, и все они в итоге уезжают, оставляя героиню наедине со своей вечной мукой.

В каждом из произведений поэт обращается к образу молодой героини, которая живет ожиданием лучшего будущего, искренней любви и красоты, и ощущает волнение перед "шумом и свистом" далекого, нового мира. Живость переживания и открытость восприятия мира красивы в молодости, но в дальнейшем чувственность женщин оказывается лишь "пустой мечтой" (А. Блок).

В жизни каждой из женщин важен образ нити, ткани, который связан с основным занятием женщины в прошлые времена - ткачеством, с мифологическими образами трех мойр, плетущих человеческую жизнь, и с некрасовской концепцией трех нитей женской судьбы. В "Тройке" главной чертой юной героини становится лента, в "В дороге" девушку облекают в атлас, в "На железной дороге" - в платок. Кроме того, именно ткань становится тем, что сдерживает женщину в цепях судьбы: в "Тройке" женский стан сгибает передник, в "В дороге" - сарафан, а девушку из "На железной дороге" покрывает все тот же цветной платок.

Большое внимание в поэме уделяется взгляду. Героини Н. Некрасова молча наблюдают за миром и глядят вслед проезжающим, в чем выражается их безответность, невозможность действовать самостоятельно, зависимость от обстоятельств: в "Тройке" героиня смотрит на проезжающего мимо корнета, в "В дороге" - смотрит и мечется "при чужих и туда и сюда", у А. Блока глядит на проезжающие мимо вагоны. Страдание женщины всегда молчаливо, в чем выражается идея христианской покорности. "Вставали сонные за стеклами/ и обводили ровным взглядом" (А. Блок) - все окружающие далеки от судьбы женщины, она подобна розе под стеклянным колпаком, которую невозможно спасти, до которой никто не может и не хочет дотянуться.

Женщин убивают условия окружающего их мира и правила общества. В финале жизненного пути у них "давно уж сердце вынуто" ("На железной дороге"), существование похоже на "сон непробудный" ("Тройка"), в котором женщина "как щепка худа и бледна, ходить, тоись, совсем через силу..." ("В дороге") - женщины, потерявшие свою юношескую красоту, открытость и чувственность, уже не принадлежат земному миру. Человеческую жизнь раздавливает "любовь, грязь или колеса" - это самостоятельный образ Птицы-тройки, то есть общества России с его формальными общественными законами, жестокими к женской судьбе. Классический образ Птицы-тройки трансформируется у А. Блока в поезд с разноцветными вагонами ("Молчали желтые и синие;/в зеленых плакали и пели"): в желтых вагонах первого класса и синих второго класса молчат о несправедливости мира, в то время как в зеленых вагонах третьего класса, полных бедняков, страдают люди.

Судьба женщины в России предопределена и неизменна: женщина А. Блока "лежит под насыпью, во рву некошенном" - уже в могиле, а героиню Некрасова "свалят через месяц в могилу" ("В дороге"), "схоронят в сырую могилу" ("Тройка"). При этом надежда на разрешение проблемы отсутствует, в финале окружающие оставляют женщину за невозможностью каких-либо изменений: "Не подходите к ней с вопросами/ Вам все равно, а ей - довольно" ("На железной дороге"), "Ну, довольно, ямщик, разогнал/Ты мою неотвязную скуку!.." ("В дороге"). В "Тройке" самой девушке необходимо оставить мечтания и смириться со своей незавидной, неизбежной участью, ведь ей никогда не удастся изменить свою судьбу и нагнать счастливую тройку, пассажир которой - человек из другого мира. Ни в одном из произведений нет пути к спасению женской души, разве что во "В дороге", где героиня остается способна испытывать искренние, чистые чувства к своему ребенку. Если некрасовские героини представляют собой чистый образ крестьянской женщины, то в героине А. Блока, пусть и вышедшей из явно низших слоев общества, сохраняются представления поэта о Прекрасной Даме ("шла походкой чинною", "три ярких глаза набегающих" и т.д.), т.е. идеи о женской душе как о высоком, мистическом идеале Женственности.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.