|
Анализ образа Петербурга по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)
Одним из наиболее значительных образов в романе «Преступление и наказание» является образ Петербурга. В первую очередь, это место действия, где разворачиваются события, описанные в произведении. Кроме того, образ столицы имеет и некую философскую перспективу. Рассуждая о причинах различных пороков в обществе, критик Разумихин говорит о Петербурге именно как о «среде». Т. е. в романе затрагивается вопрос о значительном влиянии «среды» на поведение человека, в конкретном случае о пагубном влиянии Петербурга на психику Раскольникова и на возникновение его теории. В своем романе Достоевский создает вполне конкретный образ Петербурга в определенный временной период. Он изображает город с топографической точностью, упоминает реальные места и достопримечательности. Это создает особый эффект сопричастности читателя происходящему, добавляет ощущения реальности. Даже невыносимая жара является исторически точной деталью: современники отмечали необычайно жаркое лето в Петербурге 1865 года. Но, в то же самое время, автору удается создать в произведении странную атмосферу полуяви. Постоянно следуя за главным героем, читатель утрачивает ощущение реальности и не замечает ее границ. Мотивы духоты и невыносимой жары характеризуют не только атмосферу города, но и состояние самого Раскольникова, а также всего общества. Автор неспроста акцентирует внимание на духоте, она является символом безысходности и бесперспективности удручающего положения героев романа. Они отчаянно мечутся по городу, но не могут спастись от жары, которая стала частью общей атмосферы происходящего. Далее следует описание каморки, в которой жил Раскольников, после чего в романе возникает мотив тесноты и стесненности. Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, сравнивает эту комнатушку с гробом, и это совсем неудивительно. Семья Мармеладовых живет не в лучших условиях, чем Раскольников, эти герои являются самыми «униженными и оскорбленными» в романе. Лизавета и вовсе не имеет собственного угла, поскольку живет с сестрой. Теснота в романе из явления чисто материального переходит в явление духовное: герои чувствуют себя дискомфортно, стесненно в моральном плане. Обновлено: Опубликовал(а): nadezhda84 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|