|
Текст Д. Гранина, проблема влияния научно-технического прогресса на жизнь человека (ЕГЭ по русскому)Бурное развитие науки и техники стремительно ворвалось в жизнь людей, облегчая труд и занимая досуг, однако оно также вступило в конфликт с нравственными понятиями человечества. Именно проблему воздействия научно-технической революции на духовный мир человека и поднимает писатель Даниил Александрович Гранин. Раскрывая проблему, автор обращает внимание на изменение восприятия окружающего мира человеком. Д.А. Гранин отмечает ускорение жизни в наши дни, подчеркивая легкомысленность и неумение современного человека вдумчиво анализировать: "...он спешит к телевизору, где его ждет новая постановка, оттуда - в кино, затем он садится в машину, чтобы мчаться на футбол...". Писатель стремится показать самодовольство и уверенность в безграничной могущественности "препарирующего" душу научного подхода, уход от духовного познания в сторону рационализма: "он считает, что все можно вычислить, что нет неразрешимых противоречий и непонятных явлений". Автор подчеркивает, что современный человек наделяет ценностью конкретные научные сведения, но не осознает важность нравственного развития: "для него книга или фильм важны своей информацией". В качестве подтверждения собственных рассуждений Д. А. Гранин приводит пример своего знакомого, "крупного ученого", имени которого писатель не называет: знакомый на самом деле воплощает в себе образ всего безличного сухого общества современности; одновременно с этим писатель обращается и к моментам из биографий выдающихся личностей: Эйнштейна, Дарвина. Помимо сравнения незначительных безымянных людей и знаменитых деятелей, автор в нескольких предложениях умело противопоставляет бытовые предметы (телевизор, машина, кино) и высокие духовные понятия (Эрмитаж, искусство, живопись, литература, эмоциональный мир), в чем опытный читатель с легкостью заметит соотнесение поверхностного и культурного в целом в обществе. Позиция автора может быть сформулирована следующим образом: научно-технический прогресс в современности создал человека неглубокого, самоуверенного, не стремящегося к обогащению души. Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь привыкший к научному подходу человек действительно не познает культуру сердцем, но стремится разобрать ее на кусочки и объяснить. Более того, научно-техническая революция вырвала современного человека из реальности наполненной эмоциями жизни, "препарировала" настоящие чувства. Проблема влияния научно-технической революции на внутренний мир человека появляется во многих произведениях мировой литературы, но наибольшее отражение она нашла в работах писателей 20 века, непосредственно столкнувшихся с постепенным падением ценности духа. Например, в романе Е. Замятина "Мы" общество построено на математике, а не поддающиеся анализу чувства человека как любовь, страсть, привязанность могут иметь место согласно строгому расписанию. Поэты в антиутопии пишут о величии точных наук по установленным клише, стремление к познанию искусства исчезло, в восхищение главного героя приводит симметричность и математичность окружающего мира. В научно-фантастическом романе Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" жена главного героя Милдред живет в окружении четырех телевизионных стен, из которых она получает всю информацию о мире и на которых отражены постановочные эмоции любви, ненависти, доброты и т.д. Другую же знакомую главного героя считают странной из-за её увлечения природой, желания говорить о чувствах и мыслях и просто жить. Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на значительную практическую пользу научно-технической революции, она оказывает пагубное влияние на человеческую душу и нравственность, лишает человека связи с духовным, чувственным. Обновлено: Опубликовал(а): art42 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|