|
По тексту И.К.Барабаша (Проблема роли сказки в жизни человека) (ЕГЭ по русскому)В далеком детстве мир казался таким простым и понятным. Но утренний подъем, каша и детский сад постоянно омрачали мое беззаботное существование. Приходилось мириться. Переговоры с мамой проходили в чрезвычайно напряженной обстановке, но по итогу я всегда получала мультфильмы вместо утренних новостей, конфету после каши и сказку про салатного осла на ночь в качестве компенсации за моральный ущерб. Маме было со мной непросто, потому что даже тогда, когда я научилась бегло читать, я все равно настаивала на прочтении сказок в ее исполнении. И не успокаивалась, пока не получала своего. Одно время я желала слушать только одну единственную сказку, так что моя мама знала ее наизусть. В своем очерке психолог и преподаватель Илья Константинович Барабаш поднимает проблему роли сказки в жизни человека. Безусловно, данная тема актуальна сегодня как никогда, потому что в ритме современного города люди стали забывать о началах, о том, что именно сказки заложили в них те нравственные ориентиры, которыми они руководствуются. Также не следует забывать о новом поколении родителей, которым современный рынок предлагает широкий выбор услуг и товаров, позволяющих родителям немного меньше непосредственно принимать участие в воспитании ребенка: гаджеты с игрушками для детей, огромное количество детских передач и мультфильмов, развлекательные центры и так далее. Ведь общение ребенка и матери, сказки и колыбельные, опыт, передаваемый устно, чрезвычайно важны. Илья Константинович цитирует знаменитую фразу из сказки Пушкина: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», задавая таким образом тон своему дальнейшему рассуждению. Дабы показать, как с помощью сказки ребенок усваивает моральные нормы и принципы, автор обращается к известному сюжету про заюшкину избушку, используя при этом риторический вопрос и разговорную лексику: «Вы заметили, как...?», «оставить в дураках», «терпит фиаско». Доказывая, что сказка для нас значит гораздо больше, чем мы привыкли думать, Илья Константинович противопоставляет Рахметова, которого знают лишь те, кто прочитал роман Чернышевского, Красной Шапочке и Иванушке-дурачку, которых, без преувеличения, знает каждый. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что и взрослые должны обращаться к сказкам в повседневной жизни, ведь они учат людей доброму и светлому, являются источником народной мудрости. Также Илья Константинович замечает, что без игры сказочной жизнь была бы скучной и серой, что, конечно же, абсолютная правда, ведь именно из народного фольклора в дальнейшем и появилась художественная литература. Я полностью согласна с позицией автора в том, что сказка — кладезь мудрости и не стоит забывать ее уроков, ведь они могут очень сильно пригодиться в реальной жизни. В каждой сказке герой, так или иначе, , должен пройти определенный путь, чтобы измениться и стать лучшей версией себя, начинавшего этот путь. Преодоление собственных демонов, столкновение с трудностями и победа — элементы, которые в каждой сказке интерпретированы по-своему, но непременно там присутствуют и мотивируют читателя/слушателя. В русской классической литературе мы можем встретить множество писателей, который и сами увлекались написанием сказок. Александр Сергеевич Пушкин подарил этому миру множество прекрасных сюжетов, которые сейчас считаются образцами хорошей сказки. Но и в своих романах, повестях и рассказах Александр Сергеевич делал всевозможные намеки и отсылки к сказкам. Например, влияние сказки на человека прослеживается в его повести «Капитанская дочка». Главные герои ехали в одной кибитке в Белогорскую крепость спасать Машу Миронову от Швабрина. Во время поездки между ними завязался разговор о восстании, о дальнейшей судьбе Пугачева. Гринев советует Пугачеву повиноваться воле государыни и сдаться на ее милость. В ответ на это Пугачев рассказывает собеседнику сказку про орла и ворона. Смысл сказки заключается в том, что лучше прожить короткую, но яркую жизнь, чем долгую и скучную. Первое в этом случае символизирует орел, живущий тридцать лет и питающийся живой кровью, второе- ворон, который в течение трех веков довольствуется мертвечиной. Орел пытался пожить, как ворон, но не смог и сделал вывод, что «лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!» Пугачев услышал эту историю в детстве, что, безусловно, сформировало его мировоззрение и повлияло на поступки в дальнейшем. В романе «Дом, в котором» современной писательницы Мариам Петросян сказка играет не последнюю роль. Роман пестрит фантастическими мотивами и символами, и сказка здесь является проводником в мир «изнанки дома». Дом - интернат для детей-инвалидов с более чем столетней историей, место, полное тайн и мистики. У жителей дома существует множество обычаев и традиций, одной из них и является Ночь Сказок. Ночь сказок - мероприятие, которое проводится в Доме четыре раза в году, посезонно. Все собираются и рассказывают сказки о чем угодно, в основном это, конечно, истории об изнанке, которые «прыгуны» и «ходоки» вуалируют под сказки, чтобы поделиться впечатлениями, возможно, узнать себя в чьих-то историях или рассказать в них о ком-то. В ночь сказок приглашаются гости, все пьют, едят и слушают внимательно, ведь только так можно почерпнуть что-нибудь очень важное в сказке, которая может показаться глупой лишь для того, кто не умеет или не желает слушать. Подводя итоги, хочется сказать, что сказка может быть хорошим инструментом в умелых руках. Большинство людей видят в сказке лишь воспитательную функцию, но ведь это не все. Раньше сказка не была чем-то, чем успокаивают детишек на ночь, наоборот, сказки пугали, давали некое знание ритуала, с помощью которого можно было достичь определенных целей. Сказка полна символов, и расшифровка этих символов крайне увлекательное занятие. И когда в следующий раз вы столкнетесь со сказкой, будьте внимательнее и возможно, вам откроется что-то, чего вы совершенно не замечали раньше. Обновлено: Опубликовал(а): Козлова Елизавета Андреевна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|