|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XX века
Интерпретация стихотворения Николая Заболоцкого “Гроза идет” (Литература XX века)Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В основе этого произведения лежит картина надвигающейся грозы, которая представляет собой судьбу человеческую, жизненные препятствия, и образ кедра, с которым сопоставлен лирический герой. Через пейзаж Заболоцкий передает его взгляды и представления о судьбе, свою философию жизни. Стихотворение начинается с эпической картины, приближение грозы, которое вызывает чувство опасности и беды. Через эпитет “нахмуренная туча” автор передал настроение тревоги. Все стихотворение наполнено движением: в первом четверостишии глагол “движется” употребляется два раза. За счет чего возникает ощущение, что картина изображается в настоящем времени. Также этот повтор указывает на неотвратимость грозы. Образ тучи “с фонарем в приподнятой руке” близок к образу странника. Во второй строфе Заболоцкий также использует анафорический повтор “сколько раз”. Здесь проявляется тютчевский параллелизм, неотрывное соприкосновение природы и духовной жизни, мыслей лирического героя. Герой говорит о том, что он уже не раз становиться жертвой разбушевавшийся стихии: “она меня ловила”, “молниями била”. Однако гроза здесь прекрасна своею воинственностью: “она сверкала серебром”(аллитерация “с”). Туча “каменный выкатывала гром”, звуковое удвоение “кa” в ударных слогах также способствует созданию выразительности образа. Еще большую художественную выразительность придает образ “сломанных молний”. Эпитет “сломанных” метко отражает причудливые зигзагообразные траектории. Но, не смотря на все испытания, преподнесенные лирическому герою стихией, он преодолел страх и не сломался. Герой не то что бы боится грозу, он восхищается ей(ею), произвести такой эффект способствуют восклицательные предложения: “Замедлял я робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги! ”. Даже описание физического явления, описанного Заболоцким, приобретает поэтический возвышенный оттенок. Лирический герой здесь разрушает грань между человеком и природой, он “сливается” с ней. Здесь мы видим переломный момент в жизни героя. В четвертой строфе появляется образ кедра, расщепленного молнией. Образ весьма традиционен, но не в интерпретации Заболоцкого – раненное в “живое сердце” дерево становиться опорой небу: “подпирает темный небосклон”. Величественная и “мертвая корона” кедра также можно интерпретировать как мост между земным, физическим миром и небесным, духовным. Мужество самого поэта Н.А.Заболоцкого выражено в образах кедра и лирического героя. Кедр “надвое громами расщеплен”, героя стихотворения “молнии … огнем сжигали на лету”. Несмотря на смертельную рану, дерево держится, служа опорой небосклону. Герой же, ворвавшись в высоту и обнаружив там только беды, не сдался. Он задается вопросом, почему он не умер как кедр. Почему же ему, расколотому напополам приходиться жить. И более того, он чувствует неукротимую жажду к творчеству, каким бы глубоким не оставался след от душевных ран.
В своем стихотворении Заболоцкий обращается к темам жизни и ее смысла, рассуждает о смерти. Изображение пейзажа здесь не просто повествует о дереве, убитом грозой. История кедра оттеняет историю лирического героя, его душевное состояние, веру в победу жизни над смертью. Природа не противостоит человеку, а выступает с ним заодно. Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь, и это видно в многочисленных олицетворениях, в которых заложен некий символический смысл. Преграды между миром человека и миром природы разрушены, природа страдает и живет подобно человеку, и человек испытывает такие же чувства. Два этих звена буквально сливаются воедино, преподнося в конце захватывающую историю, наполненную болью, тревогой. Две эти великие силы, соединяясь вместе, создают бурю, способную захватить любого, кто приблизится к ней. Союз человека и природы в данном стихотворении перешел на совершенно новый уровень. Обновлено: Опубликовал(а): Астроия Внимание! Спасибо за внимание.
|
|