|
Маргарита - новый тип героини или дань предшествующей литературе? (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита») (ЕГЭ по литературе)Роман "Мастер и Маргарита" по праву считается главной книгой М. А. Булгакова. Она поражает читателя жанровым своеобразием (литературовед Б. Гаспаров назвал произведение романом-мифом) и необычностью композиции ("роман в романе" - объединение глав романа Мастера о Понтии Пилате с историей и самом Мастере). Однако это не все особенности романа: Булгаков по-своему трактует образы Иешуа Га-Ноцри и Воланда, а также образ женщины, способной на самоотверженную любовь. Образцом следования нравственной заповеди любви в романе является Маргарита. С героинями предшествующей литературы её роднят решительность, способность искренне любить и желание сделать всё ради счастья и благополучия любимого. Самопожертвование и чистая любовь свойственны Маше Мироновой из "Капитанской дочки" Пушкина, Сонечке Мармеладовой из романа "Преступление и наказание" Достоевского и многим другим сильным женским образам в русской литературе.
Тем не менее, мне кажется, что Маргарита - это новый тип героини. Булгаков подчёркивает неповторимость женщины и владеющего ей чувства тем, что Маргарита - единственный персонаж романа, не имеющий двойника в мифологическом мире. А любовь героини к Мастеру настолько сильна, что Маргарита с лёгкостью расстаётся с богатой, роскошной жизнью и даже заключает сделку с Воландом - самим Сатаной -, чтобы найти пропавшего возлюбленного. Несмотря на желание героини сделать всё ради спасения Мастера, она, проявляя милосердие и доброту сердца, просит Воланда даровать покой Фриде, девушке, убившей собственного ребёнка. В образе героини соединились черты ведьмы и святой (вспомним, как она яростно громила квартиру критика Латунского, а потом нежно успокаивала незнакомого ей мальчика, испугавшегося звука дребезжания разбитых стёкол). В характере героини сила духа смешивается с беззаветной любовью. "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит", - сказал Воланд о Банге, собаке Понтии Пилата, что не мешает отнести эту фразу к Маргарите, которая в итоге обрела покой с Мастером. Таким образом, Булгаков, создавая образ Маргариты, описался на опыт предшествующей литературы и одновременно вносил свои изменения. Поэтому на вопрос -похожа ли Маргарита на женские образы прошлого или это новый тип героини в русской литературе? - однозначно ответить нельзя. Обновлено: Опубликовал(а): The Girl from The Moon Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|