|
Изображение народа по поэме Кому на Руси жить хорошо (Некрасов Н. А.)А.Н. Некрасов – великий поэт, имя которого золотыми буквами вписано в русскую и мировую литературу. Его произведения широко распространены как в России, так и за ее пределами. Николай Алексеевич был поэтом-реалистом, который первым осмелился с такой прямотой раскрыть пред читателями жизнь простых крестьян, полную нищеты, испытаний и печалей. Он всей душой любил русский народ и открыто обвинял самодержавие власти. Именно поэтому читатели так полюбили этого поэта и его произведения, после прочтения которых появлялось желание отдать все свои силы для того, чтобы поддержать русский народ и помочь ему. Одним из таких произведений является поэма «Кому на Руси жить хорошо», в которой автор показывает нам поистине трудную жизнь простого населения и невероятные испытания, через которые ему приходилось проходить. Сила духа и широта русской души этих людей вызывают истинное уважение. В поэме описан тот период времени, когда крестьян уже «освободили» от крепостной зависимости. Казалось бы, теперь народ заживет спокойно и счастливо, но на самом деле, из-зи отсутствия своих собственных земель, люди оказываются в еще более трагичном положении. Ситуацию, сложившуюся в народе, нам помогают понять наименования родных мест крестьян-правдоискателей: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревня Заплатово, Дырявино, Розутово, Знобишено, Горелово, Неелово, Неурожайка. Эти названия указывают на трудности, с которыми пришлось столкнуться жителям. На протяжении всего произведения мы знакомимся со многими персонажами и узнаем истории их нелегкой жизни. Действительно, прямую безысходность ощущает большая часть населения. Но Некрасов особенно симпатизирует тем, кто не сломался и сохранил силы для протеста. Одним из таких персонажей является настоящий «богатырь светорусский» - Савелий, сосланный на каторгу за убийство ненавистного немца. Но почему, пройдя столь жестокое испытание судьбы, когда его называют «клейменым, каторжным», он с улыбкой отвечает: «клейменый, да не раб!»? Этого героя автор наделил одной из главных черт души русского человека – стремление к свободе. Именно это нежелание покорятся делает Савелия стихийным бунтарем, чье сердце смогла смягчить только трагедия, случившаяся с любимым внуком по его вине. Смерть Демушки он воспринимает как наказание за грехи и превращается в религиозного подвижника, уходящего на покаяние в Песочный монастырь. Не менее значителен в поэме образ Ермилы Грина – грамотного мужика, прославившегося на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Через него Николай Алексеевич показывает чистоту и богатство моральных качеств крестьянства. Ермил, пожалев младшего брата, отправил в рекруты другого человека, но, чувствуя свою вину, он сам раскаялся в совершенном преступлении, за что люди стали уважать его еще больше. Они верят ему, что и показывает нам сцена с выкупом мельницы, и берут с него пример. После тяжбы Грина с купцом Алтынниковым, когда наш герой пришел раздавать одолженные деньги, ни один человек на площади не взял лишней копейки, не забрал чужого, что еще раз напоминает о присутствии благородных качеств у крестьян. Еще одним персонажем, с помощью которого Н.А. Некрасов изображает русский народ, как людей, имеющих представление о высших нравственных ценностях, несоизмеримых материальными благами, является Яким Нагой. Он предстает перед читателями символом трудовых основ крестьянской жизни, но в то же время высоко ценящий духовную красоту. Особенно ярко такое стремление к прекрасному проявляется в картине, описывающей пожар в доме Нагого. Яким первым делом бросается спасать любимые картиночки, забыв о богатсве, скопленном тяжелым трудом. Вся поэма посвящена неисчерпаемой и многогранной теме крестьянского счастья, которое, по мнению автора, у мужиков «дырявое, с заплатами, горбатое с мозолями». Женское же счастье в поэме представлено с помощью образа Матрены Тимофеевны – умной и красивой женщины, многое пережившей в своей жизни. Она стерпела унижения и побои в семье мужа, пережила страшный голод, потерю кормильца, смерть родителей и утрату ребенка. Однако, несмотря на это, Матрена сохранила в себе и физические и нравственные силы, что, безусловно, вызывает глубокое уважение. Возможно, именно поэтому ее считают счастливой. В финале произведения «Кому на Руси жить хорошо» появляется еще один герой – Гриша Добросклонов, выходец из народа, осознавший свое предназначение. Он одним из первых почувствовал, что «над Русью оживающей иная песня слышится», которая «души сильные зовет на честный путь». Создавая образ Добросклонова, Некрасов принимает во внимание свойственную русскому идеалу святости преобладающую черту – добролюбие. Гриша, как и сам автор, считает, что истинной праведности без добрых дел нет. Ради счастье русского народа он готов бескорыстно жертвовать собой: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси! Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов изображает большой спектр типов крестьянских личностей. Несмотря на разные судьбы, всех их объединяют не трудности, вера в лучшее, стремление к свободе, непоколебимость русского характера, любовь к Родине и готовность постоять за нее. Все это связывает нас, делает ближе друг к другу и становится основой силы русского народа. Обновлено: Опубликовал(а): Мико Внимание! Спасибо за внимание.
|
|