Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» (Фет А. А.)

Внешний сюжет стихотворения А. А. Фета «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» прост. Одинокий путник в холодную осеннюю ночь в лесу разжёг костёр. Следующую ночь, очевидно, ему вновь придётся провести у костра. У костра внутреннее состояния лирического героя меняется. Он согрелся, сомнение и уныние умчались прочь.

Человек и природа – одна из тем, угадываемых сразу. Мир человеческой души, малейшие её движения – постоянная тема лирики Фета – раскрываются и в этом стихотворении. Ещё одна тема, раскрываемая в этом лирическом произведении, - противопоставлении фантазии и реальности.

Таким образом, стихотворение многопланово, многозначно, символично, имеет скрытый подтекст, в котором прочитываются две темы: тема смысла человеческого бытия и тема творчества.

Попытаемся проследить, как раскрываются эти темы в стихотворении, как происходит движение образов, мыслей, чувств.

Размеренная, уравновешенная строка четырёхстопного анапеста начинается ярким и праздничным сравнением:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…

Солнце – это тепло; внутреннее тепло – это любовь, согревающая сердце, дающая жизнь душе.

Солнце – это свет; внутренний свет – надежда, сияющая во мраке непроглядной ночи. Каждое слово лексического ряда первой строки: «ярким», «солнцем», «пламенеет», «костёр» - вызывает ощущение тепла и света.

Во второй строке, написанной трёхстопным анапестом, от зрительной и зрелищной картины пламенеющего костра поэт переходит к его звуковому образу:

И, сжимаясь, трещит можжевельник…

Аллитерация [жж –с - тр - щ - жж] помогает «услышать» треск веток в разгорающемся костре.

Природа вокруг костра враждебна человеку:

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Сравнение ельника с толпой пьяных гигантов многопланово и содержит несколько смыслов.

Образность эпитета «пьяных», ассоциирующегося в нашем сознании с чем-то диким, необузданным, непредсказуемым, лишённым разума, усиливается с помощью слов-действий: деепричастия «раскрасневшись» (в нём сближается несколько понятий: раскрасневшись от бликов костра; раскрасневшись от выпитого вина, от гнева) и глагола «шатается» (шатается, как пьяный: стволы елей раскачиваются от порыва ветра; стволы деревьев кажутся шатающимися, оттого что колышущееся пламя то выхватывает их из темноты, то вновь погружает во тьму). Огромные ели кажутся лирическому герою злобными чудовищами, мрачными великанами, подобными мифическому циклопу, не ведающему законов гостеприимства и жестоко расправляющемуся со спутниками Одиссея.

Слово «лес» и словосочетание «холодная ночь» кажутся символичными. За фетовскими строками слышится начало поэмы «Божественная комедия» Данте:

Земную жизнь пройдя до середины,

Я очутился в сумрачном лесу…

«Сумрачный лес» Данте – это жизнь человека, утратившего смысл своего существования. «Холодная ночь» Фета ассоциируется с безысходностью, отчаянием, сомнением, безверием.

Вторая строфа показывает изменение внутреннего состояния человека, который от тоски и отчаяния переходит к надежде, обретению смысла человеческого бытия:

Я и думать забыл про холодную ночь, –

До костей и до сердца прогрело;

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму улетело.

Сравнение таких отвлечённых понятий, как «сомнения», «колебания», «душевная смута» с улетающими в дыму искрами помогает ярко, образно, зримо раскрыть «души изменчивой изгибы». Толстовская «диалектика души» просвечивает сквозь ткань стихотворения.

Третья строфа звучит с интонациями народной песни – «на зорьке», «дымок», «сиротливо», «долго-долго», «огонёк», - которые становятся понятными при символическом восприятии стихотворения.

Ярко вспыхнувшая надежда погаснет, как догоревший «на зорьке» костёр, останутся лишь сиротливо замерший дымок над остывающей золою. Но под пеплом золы останется маленький огонёк надежды, он будет теплиться скупо, лениво, но всё же будет жить.

Четвёртая строфа начинается композиционным стыком «и лениво и скупо». «Мерцающий день» ассоциируется с обыденностью, прозой жизни, лишённой полёта фантазии, воображения:

И лениво и скупо мерцающий день

Ничего не укажет в тумане;

И холодной золы изогнувшийся пень

Почернеет один на поляне.

«Туман» - это не только мгла осеннего утра, но и неясность жизненного пути.

Композиция стихотворения кольцевая. Последние три строки повторяют первую строфу, но картина уже даётся не в настоящем, а в будущем времени:

Но нахмурится ночь – разгорится костёр,

И, виясь, затрещит можжевельник,

И, как пьяных гигантов столпившийся хор,

Покраснев, зашатается ельник.

Может быть, ещё одна смысловая ступень стихотворения раскрывает метафору костра следующим образом. «Разгорится костёр» - «пламенеет костёр» - это костёр фантазии, воображения, поэтического вдохновения. Душа воспламеняется вдохновением и парит над скучной, серой обыденностью. Эпитеты «скупо» и «лениво» теперь приобретают другое значение. Когда поэта не посещает поэтическое вдохновение, ему становится скучно, его охватывает состояние лени.

Итак, стихотворение А. А. Фета «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» имеет бесконечное множество смыслов, прочитывается по-разному, и в этом можно считать А. Фета предшественником символистов.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.