|
Вы здесь: Критика24.ру › Блок Александр
Анализ стихотворения «Я выше в ночь - узнать, понять...» (Блок Александр)Алгоритм анализа поэтического текста. А. А. Блок. «Я вышел в ночь – узнать, понять…» Стихотворение написано в 1902 году и входит в сборник «Стихи о Прекрасной Даме», написанный под влиянием идеалистической философии В. Соловьёва с его идеей Вечной Женственности и любви к Любови Дмитриевне Менделеевой. Тема стихотворения – поиски смысла жизни, попытка разгадать мир, заглянуть за черту земной жизни. Символисты считали, что земная жизнь – это отражение небесной жизни, стремились найти символические образы, разгадка которых позволила бы заглянуть за черту необъяснимого. Перед нами философское стихотворение. Основной мотив – мотив пути, движения, мотив ожидания и боязнь разочарования. Ключевые образы – образ лирического героя и образ дороги.
Сопутствующие образы: ночь, конь. В стихотворении нет сюжета в привычном понимании, здесь показано движение образов – чувств. Образ лирического героя создаётся с помощью глаголов: вышел, градации «узнать, понять», слушал – услыхал, с помощью риторических вопросов: «О, как понять, откуда стук, // откуда будет слышен голос?» Кольцевая композиция подчёркивает тщетность усилий лирического героя «узнать, понять». Образ дороги создаётся с помощью эпитета «бела», ей сопутствую звуковые образы, при создании которых используются эпитеты – антонимы: «далёкий шорох», «близкий ропот». Метонимия – «дорога…полнилась шагами». Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка мужская (понять – принять) и женская (ропот – топот). Рифма точная. Способ рифмовки – перекрёстный. Строфа – катрен. Поэт использует инверсию: слушал я, слышен голос, слышнее звон. Есть повторы: первая и последняя строфы совпадают. В четвёртой строфе повторяется слово «откуда». Итак, в стихотворении лирический герой выходит в ночь, чтобы понять мир, «несуществующее принять», «поверить в мнимый конский топот». В стихотворении раскрывается проблема внутреннего зрения и слуха. Лирический герой пытается разгадать и понять мир неуловимых шорохов, звуков и поступей, по которым угадать приближающую эпоху. Лирический герой ищет ночи для вдохновения, сумрака для своих надежд. Образ коня может быть связан с реминисценцией из Апокалипсиса: «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним». Как пример аналогичного стихотворения можно взять «Я жду призыва, ищу ответа». Общее в обоих произведениях – стремление лирического героя разгадать «отголоски далёкой речи». Но в этом стихотворении ведущим является мотив ожидания. Лирическому герою «мнятся тайны грядущей встречи». В контексте национального литературного процесса можно взять стихотворение старшего символиста Валерия Брюсова «Конь Блед». Здесь показана встреча с апокалиптическим конём, олицетворяющим смерть. То, что у Блока проходит только намёком, в лёгкой дымке, у Брюсова изображено как конец света, последний судный день. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|