|
Вы здесь: Критика24.ру › Пастернак Б. Л.
Анализ стихотворения «Рассвет» (Пастернак Б. Л.)Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Рассвет» Стихотворение Б. Л. Пастернака «Рассвет» написано в 1947 году в Москве и входит в состав 17-ой части романа «Доктор Живаго», завершающей это прозаическое произведение под названием «Стихотворения Юрия Живаго». В эту часть входят 25 стихотворений, которые якобы написаны главным героем романа. Юрий Живаго – не автобиографический герой, хотя создатель наградил его своим мировоззрением, наделяет своими мыслями. Стихотворение «Рассвет» обозначено под номером 19. Важно понять, в каком окружении находится это произведение. В стихотворении № 18 «Рождественская звезда» поэтически пересказывается евангельская история рождения Иисуса Христа, описываются волхвы, которые решили пойти поклониться чуду, но первыми прибыли «вознести… хвалу» деве Марии и её младенцу, будущему спасителю мира, простые пастухи. Отметим, что ключевое слов для этого стихотворения – «чудо» - чудо рождения спасителя. Стихотворение № 20 так и называется – «Чудо», и это важно. В нём снова раскрывается евангельский сюжет. Иисус Христос «шёл из Вифании в Ерусалим, //Заранее грустью предчувствий томим». Голодный, алчущий, жаждущий, он увидел смоковницу без плодов и приговорил «пустоцвет», встреча с которым «безотрадней гранита», остаться такой «до скончания лет». Смоковницу тут же испепелило дотла. Законы природы не успели вмешаться, чтобы спасти смоковницу. Важное значение имеют заключительные три строки: Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог. Когда мы в смятенье, тогда средь разброда Оно настигает мгновенно, врасплох. Какое же чудо происходит в стихотворении «Рассвет»? В первую очередь обратим внимание на заголовок. Нечасто поэты дают названия своим лирическим произведениям. Какое значение имеет это слово? Рассвет – время перед восходом солнца. В переносном значении – ранний период, начало чего-нибудь. Композиционно можно разделить стихотворение на три части, неравные по объёму. 1-ая часть – первая строка: Ты значил всё в моей судьбе. Местоимение «ты» указывает на слово «рассвет», вынесенной в заголовок. Здесь явно идёт речь не о природном явлении, а о чём-то символическом. Если иметь в виду внутреннюю жизнь лирического героя, то, возможно, речь идёт о рассвете в душе, о победе света над тьмой, о жизни души, о поэтическом вдохновении, о творчестве. 2-ая часть – «война, разруха» и утрата рассвета – света души, её озарения: И долго –долго о тебе Ни слуху не было, ни духу. Лирический герой обращается к рассвету, как к живому разумному существу, как поэт обращался бы к музе, вдохновляющей его на творчество. Разговорный фразеологизм «ни слуху ни духу», так удачно включённый в поэтическую речь, означает, что о рассвете долго не было никаких известий. Чтобы подчеркнуть протяжённость времени, используется сложное наречие, образованное путём повтора: «долго-долго». Остальные семь строф передают процесс возвращения «рассвета», путь преодоления духовного кризиса, который в стихотворении очень ярко и образно называется «обмороком»: И через много-много лет Твой голос вновь меня встревожил. Всю ночь читал я твой завет И как от обморока ожил. Эта строфа помогает понять, что автор раскрывает тему воскрешения души, духовного возрождения. Снова подчёркивается длительность времени- «через много-много лет». Рассвет наделяется голосом, у него есть завет (библейский мотив). Причины духовного кризиса – внешние обстоятельства (война, разруха). Способ преодоления духовного кризиса – внутренние резервы, нравственные усилия. Что же происходит с лирическим героем за одну ночь? Как он изменяется? Во-первых, у него возникает желание быть вместе с людьми: Мне к людям хочется, в толпу, В их утреннее оживленье. Обратим внимание на однокоренные слова: ожил – оживленье. Герой ожил, вышел из своего душевного обморока, и его потянуло в «утреннее оживленье». Снова поэт использует разговорные фразеологизмы, которые не только оживляют движение мысли, но и приобретают какое-то новое, свежее звучание: Я всё готов разнесть в щепу И всех поставить на колени. «Разнести в щепу» - значит разрушить. Но у Пастернака это можно истолковать как прилив физических и нравственных сил. «Поставить на колени» - заставить сдаться, покориться. Но здесь, на мой взгляд, другое значение- на коленях можно молиться, преклоняться перед чудом жизни, которое снова открывает лирический герой. А вот и ответ на вопрос о чуде. Здесь происходит чудо преображения героя, его воскрешение и обращение к жизни как к чуду. Недаром, один из ранних сборников поэта называется «Сестра моя жизнь». Лирический герой не просто выходит на улицу – он бежит по лестнице, и у него возникает ощущение, что он как будто впервые видит эти улицы в снегу. 5-ая строфа – описание утреннего быта: Везде встают, огни уют, Пьют чай, торопятся к трамваям. Казалось бы, здесь нет ничего поэтического – проза, недостойная стать предметом поэзии. Но художественный мир Пастернака составляют три равновеликие переменные: человек, природа, быт. Если эти величины обозначить точками, а потом их соединить, то получится равносторонний треугольник. Быт – это часть бытия. А природа у Пастернака – не просто фон, где разворачиваются события, или средство раскрытия эмоционального состояния героя, это самостоятельная величина, в которой «есть душа, есть свобода», «в ней есть любовь, в ней есть язык», как писал Ф. И. Тютчев. И доказательство этому – описание вьюги, которая «вяжет сеть// Из густо падающих хлопьев». В создании образа вьюги автор использует олицетворение. Что же происходит с лирическим героем? Как он изменяется? Он чувствует то же, что и другие люди, «как будто побывал в их шкуре». Просторечный, разговорный фразеологизм «быть в чьей-то шкуре» не режет слух, наоборот, кажется к месту и означает «побывать в чужом, обычно незавидном положении». Герой научился понимать чувства других людей, сопереживать, сочувствовать и сострадать. А какую роль играют сравнения? Я таю сам, как тает снег, Я сам, как утро, брови хмурю. Лирический герой начинает понимать и чувствовать не только людей, но и природу, ощущать себя как единое целое с окружающим миром. Заключительная строфа наиболее загадочна и требует больших разъяснений. В один ряд поставлены «люди без имён, // Деревья, дети, домоседы». Но если помнить концепцию мира поэта, то всё станет на свои места. Человек – люди, дети; природа – деревья, домоседы – быт. Завершающие строки звучат парадоксально: Я ими всеми побеждён, И только в том моя победа. Думаю, что побеждён – значит покорён, испытывает любовь ко всему сущему, и его нравственная победа заключается в том, что он преодолел духовный кризис, возродился к новой жизни. Композиция стихотворения Б. Пастернака «Рассвет» в чём-то напоминает композицию стихотворения А. С. Пушкина, как это ни покажется странным, посвящённого А. П. Керн «Я помню чудное мгновенье». Судите сами. У Пушкина трёхчастная композиция: встреча с «гением чистой красоты», затем жизнь «во мраке заточенья» «без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». И вот «душе настало пробужденье» - ещё одна встреча с лирической героиней, и для героя «воскресли вновь» И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. Разница заключается лишь в том, что душа пушкинского героя воскресает под влиянием встречи с любимой. Лирический же герой Пастернака делает над собой нравственное усилие и возрождает в своей душе «рассвет». Стихотворение написано четырёхстопным классическим ямбом, излюбленным размером Пушкина, которым, кстати, написано «Я помню чудное мгновенье». Строфы – катрены (четверостишия). Рифмовка перекрёстная, мужская рифма (судьбе – тебе) чередуется с женской (разруха – ни духу). Стихотворение можно отнести к философской лирике, так как в нём раскрывается тема смысла жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|