|
Вы здесь: Критика24.ру › Горький Максим
Анализ рассказа М. горького «Мальва» (Горький Максим)Анализ рассказа М. Горького «Мальва». 1. В сонете Игоря Северянина «Горький» источником для реминисценции «Талант смеялся» послужила строчка рассказа М. Горького «Мальва» «Море – смеялось». С этой строчки начинается рассказ. Тире - авторский пунктуационный знак. Этой же строчкой заканчивается рассказ: «Волны звучали, солнце сияло, море смеялось…» Но эта же строчка как рефрен звучит не один раз и в ходе повествования. 2. В сонете «Горький» И. Северянина есть строка «Морской травой и солью пахнул стиль». Можно добавить ещё две строки из сонета Северянина, связанные с солью: Сласть слёз солёных знала Изергиль, И сладость волн солёных впита Мальвой. Прилагательное «солёный» используется в рассказе «Мальва» несколько раз. Во-первых, в самом начале в описании моря: «… море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк насыщало жаркий воздух СОЛЁНЫМ ароматом испарений». Во-вторых, в описании шалаша, куда вошли Мальва и Василий: «…было душно, а от рогож пахло СОЛЁНОЙ рыбой». В-третьих, при описании Якова, устроившегося на рыбный промысел: «… от него, как от всех рабочих, пахло солёной рыбой». В-четвёртых, при описании «игр» Мальвы и Якова в воде: «…Мальва с громким хохотом плавала вокруг него, плеская ему в лицо пригоршни СОЛЁНОЙ воды». В-пятых, при описании босяка Серёжки говорится, что от него, как и ото всех оборванцев пахнет солёной рыбой. В – шестых, описывая драку отца Василия и сына Якова з-за Мальвы, автор пишет: «Им было тесно тут, в ногах у них путалось кульё из-под соли». Все эти примеры действительно создают ощущение того, что всё в рассказе пропахло или солёной рыбой, или солёной морской водой. Но для понимания характера главное героини Мальвы важна характеристика, которую даёт ей Сергей: «… в характере весь цвет у человека», «…без характера баба – без соли хлеб». А ещё он говорит, что характер у Мальвы «с перцем». Художественное значение этой детали (соли) велико, она подчёркивает, что героиня сродни солёному морю, она олицетворяет собой природное, стихийное начало, совершенно исключена из социума. Она ездит на песчаную косу к Василию именно потому, что там нет людей, и сама говорит, что без людей лучше бы было. 3. «Божественным источником света, творящим жизнь» Горький называет солнце. Отметим, что в мифопоэтической основе рассказа важную роль играют три мифологемы: Земля – мать, Солнце – Бог, Вода (море) – основа жизни. 4. Море в рассказе Горького зеленоватое, как и глаза Мальвы, и это не случайно, таким образом автор подчёркивает родство своей героини морской стихии. 5. Эмоциональный фон на протяжении всего рассказа от его начала к концу меняется. Вначале в описании моря с помощью эпитетов и олицетворений, гиперболы создаётся радостное, приподнятое, лирически возвышенное, романтическое настроение: «море - смеялось»; «улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок», «весёлый плеск волн», «Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отражённого рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости», «солнце было счастливо тем, что светило; море – тем, что отражало его ликующий свет». Эмоциональная тональность становится напряжённой, беспокойной с того момента, как на песчаную косу к Василию Мальва приплывает в лодке не одна, а вместе со взрослым сыном Василия Яковом. Яков испытывает самые разные противоречивые чувства: неловкость, смущение от присутствия любовницы рядом с сыном, чувство довольства собой, за то, что у него такой здоровый, красивый сын. Эту неловкость и скованность подогревает своими насмешками Мальва. Тональность в описании природы сменяется: «Ласковую музыку волн перебивали хищные крики чаек. Зной становился жгучим…» Гармония разрушена. Возникает конфликт между Мальвой и Василием, так как у них разное представление о предназначении женщины. Василий считает, что удел женщины во всём подчиняться мужчине, Мальва гордится своей свободой и независимостью. После свидания Мальвы с Василием вечерний морской пейзаж в изображении автора имеет уже другую тональность: «Жёлтый песок темнел, чайки исчезли, - всё вокруг становилось тихим, мечтательно-ласковым… И даже неугомонные волны, взбегая на песок косы, звучали не так весело и шумно, как днём». 6. Чтобы показать, как проявляется семантика перемены, сравним два эпизода. В первом эпизоде Василий наблюдает за мелькающей на воде маленькой чёрной точкой, ему приятно видеть, как эта точка увеличивается, он довольно улыбается: едет Мальва. Во втором эпизоде спустя две недели Василий снова ждёт Мальву. Но если раньше он ждал свою любовницу со спокойной уверенностью, то сегодня ждал её с нетерпением. Он не сомневался, что она приедет, но ему хотелось поскорее её увидеть, но Мальва не приехала. Внешне он выразил презрение, но в душе не находил себе места. 7. Мальва сравнивает себя с чайкой, говоря Василию о своей свободе и независимости: «Как чайка, куда захочу, туда и полечу! Никто мне дороги не загородит… Никто меня не тронет!..» Символический потенциал этого сравнения заключается в том, что оно олицетворяет свободу, независимость, гордость героини, её связь с природой. 8. Имя «Мальва» точно совпадает с названием растения с крупными розовыми цветами. Не случайно Мальва носит ярко-розовую кофточку, а глаза у неё зеленоватые, цвета морской волны. Все эти детали подчёркивают природное, естественное начало героини, её связь с миром природы, её красоту, свободолюбие и независимость. 9. В рассказе дан портрет Серёжки, босяка и пьяницы, «выломившегося» из своего социума. Как и Мальва, он независим, никого и ничего не боится: «К ним шёл, медленной походкой и покачивая корпусом, высокий, жилистый, бронзовый человек в густой шапке растрёпанных огненно-рыжих волос. Кумачная рубаха без пояса была разорвана на спине у него почти до ворота… На лице, густо усеянном веснушками, дерзко блестели большие голубые глаза…» Детали портрета: «бронзовый», «густая шапка растрёпанных огненно-рыжих волос», «кумачная рубаха» (ярко-красная), лицо, густо усеянное веснушками, - подчёркивают символическую связь Серёжки с солнцем. В нём тоже воплощено природное, стихийное, языческое начало. 10. Раскрывая образ Мальвы, М. Горький использует зооморфный код, когда сравнивает свою героиню то с рыбой, то с кошкой, то с птицей. Птица символизирует небо – «верх», кошка метафорически связана с Землёй – «низ», а рыба – это стихия воды (моря) – средина. Не случайно босяк Серёжка, который лучше всех понимает Мальву, говорит ей: «… я смотрю на тебя и вижу – не кошка ты, не рыба… и не птица… А всё есть в тебе, однако… Не похожа ты на баб». В Мальве переплетаются сложные и противоречивые начала. Она земная, грешная, природная, стихийная, находящаяся, кажется, по ту сторону добра и зла, и в то же время при всей соприродности Мальвы стихиям есть нечто, что втягивает её в орбиту христианских исканий. Она не удовлетворена нынешней своей жизнью; душевная неуспокоенность, мятежность духа, сердечные порывы влекут её в какие-то незнакомые, запредельные дали. 11. Например, в те дни, когда Мальва не идёт к Василию, она читает «Житие Алексея, Божьего человека», пытаясь понять, почему Алексей бросил богатство, обеспеченную жизнь, ушёл от своих богатых и важных родителей, а потом вернулся к ним, нищий и оборванный, жил на дворе у них вместе с собаками, не говоря им до смерти своей, кто он». А это значит, что душа этой обольстительной и язычески вольной героини вмещает в себя тоску по христианской чистоте и святости. Ей хочется чего-то иного, но чего – она не может понять. Сергей называет её «юродивой» и говорит Василию, что у неё «душа не по телу». При всей грешности Мальвы в ней присутствует духовная жажда, стремление к чему-то светлому. В сущности героини соединились два начала: языческое, вольное, стихийно-природное, пантеистическое и христианское, стремящееся к нравственному очищению. В образе Мальвы автор подчёркивает мысль о возможности слияния языческого природного начала с евангелической духовностью. 12. Автор изображает всегда Мальву на фоне моря и природы и никогда в помещении, среди рыбаков, подчёркивая этим её связь с природой. Образ Мальвы кристаллизуется на фоне морского пейзажа, автор расширяет концепцию этого персонажа, показывая в ней, как естественные, стихийные начала сталкиваются с регламентированным социумом. 13. Автор использует художественный приём олицетворения и персонификации, когда сопоставляет море и Мальву. «Мальва, обняв руками колени, тихонько покачивала корпусом, рассматривая зелёными глазами сверкающее, весёлое море, и улыбалась одною из тех торжествующих улыбок, которых так много у женщины, понимающей силу своей красоты». «Она встала, простилась и медленно пошла вдоль берега косы; волны, подкатываясь ей под ноги, точно заигрывали с ней». «А сквозь шум волн до них долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики». 14. Сравнивая Мальву Горького с героинями Достоевского, критик Н. К. Михайловский хочет подчеркнуть противоречивость, непредсказуемость героини, алогичность её поведения. Её можно сравнить с такими героинями, как Настасья Филипповна из романа «Идиот», Катерина Ивановна из романа «Преступление и наказание», Грушенька из романа «Братья Карамазовы». К этому сложному типу неприменимы обычные понятия добра и зла, это инфернальные, демонические героини, которые притягивают своей красотой и обольщают и в то же время поражают своими непредсказуемыми поступками. Героиня Горького яснее и понятнее загадочных героинь Достоевского, так как она сформирована той грубой средой, в которой вынуждена находиться. Психология Мальвы элементарнее и яснее, чем психология инфернальных красавиц Достоевского, но всё же она сохраняет типичные черты этого литературного типа, которые стремился уловить Достоевский. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|