|
Образ поэта в поэзии М. Цветаевой (ЕГЭ по литературе)«Я не верю стихам, которые льются, рвутся – да!» - эти слова Марины Цветаевой стали символом её лирики. Всех поэтов она делит на две категории: «поэты с историей» и «чистые лирики». Себя она относит ко второй категории. Чистая лирика живёт чувствами, у которых нет развития и логики, они непоследовательны и подобны пламени факела. Продолжая традиционную для русской лирики тему поэта и поэзии, Марина Цветаева показывает вечное противостояние поэта и толпы. Своеобразие решения этой темы заключается в том, что лирическая героиня всегда абсолютно тождественна личности поэта. Раскрывая образ лирической героини, мы раскрываем и образ поэта. «Безмерность в мире мер» - эти слова наиболее ярко характеризуют художественное мироощущение поэтессы. «Мир мер» - это земная жизнь с её чётко обозначенными границами, с её статичностью, материальностью, неподвижностью и устойчивостью. «Безмерность» - это отсутствие границ, это бесконечность и вечность, запредельность. Это человеческая душа, безграничная, как вселенная, всеобъемлющая, вмещающая в себя весь мир. Лирическая героиня ранней Цветаевой не устаёт непрерывно объясняться в любви к миру, выражает эту любовь страстно, часто «с дерзостию гордого вызова». В стихотворении «Молитва» Она «жаждет чуда», «сразу – всех дорог». Неистребимая жажда жизни буквально захлёстывает её, переполняет через край – безмерно, нестерпимо. Это поистине редкое жизнелюбие парадоксально сочетается с мыслями о смерти, с её желанием перешагнуть тонкую, незримую грань, отделяющую бытие от небытия. Уже в ранних стихах создаётся романтический образ лирической героини, противостоящей толпе обывателей. В стихотворении «Кто создан из камня…» героями являются Марина и «обыкновенные люди», те, кто «создан из глины». Это противостояние смертного праха и вечной души, бессмертие которой заключается в беспредельной любви, ежечасно обновляющей героиню. Это противостояние заставляет задуматься над особенностями лирической героини, носящей имя «Марина», что в переводе с греческого означает «морская». Образ обыкновенных людей раскрывает целый ряд слов: «камень», «глина», «плоть», «надгробные плиты», «Сердце», «сети», «земная соль», «гранитные колена». В этом образе подчёркивается материальность, статичность, неподвижность. Образ Марины характеризуют глаголы, его формы и существительные со значением действия: «серебрюсь и сверкаю», «бренная пена», «крещена», «полёт», «непрестанно разбита», «кудри беспутные», «своеволие», «дробясь, воскресаю». Ключевым здесь является образ «бренной пены», вызывающей в памяти миф о богине любви Афродите, возникшей из морской пены. Отсюда следует вывод, что Марина – богиня любви, само её воплощение, поэтому «ей дело» - измена», то есть изменение, поэтому она воскресает. Романтический образ поэта, противостоящего земному миру, создан и в цикле, который так и называется – «Поэт». Здесь снова используется антитеза – излюбленный приём Цветаевой. Мотив трагического одиночества поэта усиливается. Он – «слепец и пасынок» среди тех, кто зряч и имеет родного отца. «Певец и первенец» не знает, что ему делать в этом мире, где равнодушные «зрячие» называют плач насморком, их не трогает чужое горе. Здесь «вдохновение хранят, как в термосе», а «наичернейший – сер». Здесь царит расчёт, а зло примелькалось и никого не возмущает. В стихах Цветаевой раскрывается мятежная, неуспокоенная, изменчивая и вечно обновляющаяся душа поэта, рождённая быть крылатой. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|