|
«Тихий Дон» как роман о революции и гражданской войне (ЕГЭ по литературе)Революция и гражданская война в изображении М. А. Шолохова лишена романтического ореола. Для писателя это величайшая трагедия народа. В романе «Тихий Дон» правдивость изображённых событий подтверждается работой автора с архивами, мемуарами, личными впечатлениями и фактами. Изображая мир, разрушенный революцией, классик советской литературы часто использует приём рассказа – предварения. Например, рассказывая о казаках, вернувшихся с германского фронта в 1917 году в родные курени, он сообщает о том, что героев ожидают более горькие беды и утраты. Пока бойцы первой мировой отдыхают возле жён, они лишь понаслышке знают о «закипавшей под стольным градом Области войска Донского» войне. Приём зеркального отражения позволяет Шолохову подчеркнуть, что единой правды нет ни у белых, ни у красных. Нравственным стержнем романа является простой казак Григорий Мелехов. Этот герой наделён доброй и чуткой душой. В своих поступках он всегда руководствуется сердцем. В нём казачья кровь перемешалась с турецкой, поэтому он обладает горячим и вспыльчивым характером. Именно его глазами показаны два зеркально отражённых эпизода, в которых проявляется авторская позиция в отношении к гражданской войне. Один из них – сражение под Глубокой. Красногвардейцы захватывают в плен сорок казачьих офицеров и их командира Чернецова. Красный военный начальник Голубов приказывает, чтобы пленных доставили в штаб в целости и сохранности. Он передаёт Григорию Мелехову записку, в которой сообщается, что Голубов берёт Чернецова на поруки. Но Подтёлков непреклонен: «Расстрелять их всех – и баста!» Противостояние Подтёлкова и Чернецова наглядно воплощает ту силу ненависти и вражды, которая разделила Дон. Белый офицер смотрит на председателя Донского революционно-военного комитета, «презрительно щуря лукавые отчаянные глаза». «Немигающие глаза» Подтёлкова «скрестились с бесстрашным презирающим взглядом Чернецова и обломили его тяжестью ненависти». Чувство злобы настолько поглощает противников, что никакого человеческого диалога между ними быть не может. «Попался… гад!» - произносит Подтёлков «клокочущим низким голосом». «Изменник казачества! Предатель!» - отвечает ему Чернецов «сквозь стиснутые зубы». Вне себя от ярости Подтёлков ударяет пленного шашкой по голове. Затем по его приказу начинается расправа над безоружными офицерами. Потрясённый ужасом происходящего, Григорий направляется к Подтёлкову как к зачинщику этого беззакония. Но его останавливает Минаев, произнося: «А ты думал – как?» В этой фразе – попытка оправдать насилие и жестокость по отношению к пленным офицерам «высшими» интересами революции. Григорий не может ни простить, ни забыть гибель Чернецова и безрассудный расстрел офицеров. В полном смятении он возвращается после ранения домой. Здесь его мобилизуют в Добровольческую армию. Судьба снова сталкивает его с председателем ревкома, но теперь они по разные стороны баррикад. Красный отряд Подтёлкова преследуют белые казаки. Поражение большевиков неизбежно. Красногвардейцы отказываются воевать «с родными братьями». Единственный выход – сдаться на милость врагам. Красноармейцев, сдавших оружие, приговаривают к смертной казни. Григорий воспринимает смерть Подтёлкова как справедливое возмездие. Но он всё-таки уходит с площади, не дождавшись казни. Всей его человеческой природе отвратительна расправа над безоружными пленными. Суть этих двух зеркально отражённых эпизодов, в которых показана жестокость обеих воюющих сторон, в том, что герой Шолохова не находит правды ни у красных, ни у белых. В своём произведении автор стремится отразить основную трагическую сущность революции и гражданской войны. Он показывает метания нормального человека, естественного в проявлении своих чувств, пытающегося сохранить в себе доброе, человеческое начало «в мире, расколотом надвое». Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|