|
Что такое честь, долг и совесть? (ЕГЭ по русскому)Честь – это внутреннее достоинство человека, которое вызывает всеобщее уважение. Недаром пословица гласит: «Береги платье снову, а честь смолоду». Истинная красота человека заключается в его честном имени. Долг – это обязанности, которые мы должны непременно выполнять независимо от личных желаний и склонностей. Долг может быть общественным, когда мы чувствуем ответственность за свою работу, учёбу, за семью. Мы должны выполнять обязанности в отношении к друзьям, к окружающим людям, к природе. Долг может быть моральным, когда мы сознательно предъявляем требования к себе, это внутреннее нравственное побуждение делать людям добро. Совесть – это нравственный «различитель» добра и зла, это внутренний голос, который подсказывает нам, как правильно поступить в ситуации нравственного выбора. Это внутренний компас, стрелка которого всегда указывает на добро, заставляет чувствовать свою ответственность за своё поведение перед людьми. Эти высокие нравственные понятия тесно связаны друг с другом, являются украшением личности. Несомненно, человека украшают чистая совесть, незапятнанная честь и осознание своего общественного и нравственного долга. Честь, долг и совесть – три кита, на которых покоится основание личности, как когда-то древние люди верили, что земля стоит на трёх китах. Рассмотрим, как раскрываются эти понятия в рассказе Л. Н. Толстого «После бала». Рассказчик Иван Васильевич, находясь в обществе, рассказывает о своей молодости, о событиях сорокалетней давности. Влюблённый в дочь полковника Вареньку Б., после бала он увидел экзекуцию, которой руководил Пётр Владиславович. Кроваво – красная спина беглого татарина, по которой били шпицрутенами, замшевая перчатка полковника, которой он бил по лицу малорослого слабосильного солдата, который, по мнению полковника, недостаточно сильно опустил шпицрутен на спину наказываемого, - всё это произвело такое сильное впечатление на молодого человека, что утро после бала навсегда изменило его жизнь. Он спрашивал у своей совести, есть ли какое-то оправдание этой жестокости в Прощёное воскресенье, но совесть не находила оправданий. Герой не захотел участвовать в том зле, свидетелем которого он оказался. Поэтому он не поступил ни на военную, ни на гражданскую службу. Он не захотел запятнать своё честное имя участием во всеобщем зле. Свой нравственный долг он видел в том, чтобы отказаться от жестоких и несправедливых поступков. Мы видим, что понятия совести, долга и чести тесно связаны друг с другом. Если каждый будет в нашем обществе поступать по совести, следовать всегда законам чести, выполнять свой долг, общественный и нравственный, то жизнь станет лучше, светлее и чище. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|