|
Тема поэта и поэзии в стихотворениях Н. А. Некрасова «Элегия» и «Муза». (ЕГЭ по литературе)Николай Алексеевич Некрасов первый из поэтов, кто предметом своего творчества сделал народную жизнь. Раз и навсегда он «лиру посвятил народу своему». Свою позицию он раскрывает во многих лирических произведениях, по-своему решая проблему поэта и поэзии. Обратимся к его стихотворению «Элегия», написанному в 1874 году, спустя 13 лет после отмены крепостного права. Это произведение можно считать программным, ведь в нём поэт утверждает верность избранной теме народа. Композиционно стихотворение делится на четыре части. Первая часть публицистична. Поэт обращается к юношам, передавая им свой поэтический завет. Начало полемично: лирический герой спорит с теми, кто утверждает, что «тема старая – страдания народа». Эта тема не устарела, потому что народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам. Поэт сознательно вызывает реминисценции, связанные со стихотворением «Деревня», написанным А. С. Пушкиным в 1819 году: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого Владельца. Н. А. Некрасов хочет подчеркнуть, что со времени написания пушкинской «Деревни» прошло 55 лет, но ничего не изменилось. Доказывая необходимость служения народу, поэт идёт от обратного. Если бы тема народа устарела, «процвёл бы божий мир». «Любовный треугольник» поэзии Некрасова: народ – муза – поэт. И в мире нет прочней, прекраснее союза! В заключительных строках первой части содержится поэтическая декларация, определение задач поэзии: Толпе напоминать, что бедствует народ В то время как она ликует и поёт; К народу возбуждать вниманье сильных мира… Осмысливая свой творческий путь, автор ведёт диалог с музой. «Красный день» - отмена крепостного права – вызвал в лирическом герое «умиленье». Муза требует отказаться от этого «наивного увлечения» и ответить на главный вопрос: Народ освобождён, но счастлив ли народ? Следующая часть изображает картины народной жизни, смыслом которой является труд. «Песни жниц над жатвой золотою», «старик… за сохою», дитя «с отцовским завтраком», бегущий по лугу, - всё это исполнено глубокой поэзии. Картины мирного крестьянского труда говорят о том, что счастье народа в труде, что народ нравственно здоров, полон сил и энергии. Но все эти картины вызывают в лирическом герое «тайные вопросы»: Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные труды? В заключительной части страстная публицистичность, исполненная горечи и скорби, завершается элегической грустью. Картина сельского вечера рождает в лирическом герое песню, а природа откликается на неё. Но народ, которому «посвящены мечтания поэта», «не внемлет» - и «не даёт ответа». Пушкин в драме «Борис Годунов» сказал о молчании народа так: «Народ безмолвствует». А теперь обратимся к стихотворению Н. А. Некрасова «Муза», где тоже раскрывается тема поэта и поэзии. Муза не учила поэта «гармонии волшебной», она не ласково поющая и прекрасная, а, напротив, «печальная спутница печальных бедняков». Поэт находит много эпитетов, для характеристики своей музы. Она у него «плачущая», «скорбящая», «болящая», «всечасно жаждущая», «униженно просящая». Муза научила лирического героя главному – чувствовать чужие страдания и возвещать о них миру. Итак, мы убедились в том, что, раскрывая тему поэта и поэзии, Некрасов всегда верен теме народа, своим убеждениям, заключающимся в том, что нельзя воспевать красоту природы и любовь, когда страдает народ. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|