|
Печорин – герой своего времени (ЕГЭ по литературе)«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – первый психологический роман в русской литературе. В центре этого произведения не история жизни, а «история души человеческой». Автор поставил перед собой задачу – постепенно раскрыть характер главного героя. Поэтому в романе нарушена хронологическая последовательность в изложении событий и присутствуют три рассказчика: Максим Максимыч, повествователь и сам герой. Первые читатели романа Лермонтова не на шутку обиделись на писателя, думая, что тот поставил им в пример такого безнравственного человека, как Печорин. Простодушная публика буквально поняла заголовок: герой – человек, совершающий подвиги, тот, на кого нужно равняться. Лермонтову пришлось писать предисловие, где он объяснил, что Печорин – это не пример, достойный для подражания, и не портрет самого автора. Это «портрет, составленный из пороков всего… поколения в полном их развитии». Григорий Александрович Печорин – не «романтический злодей», а человек, отражающий своё время, несущий в себе все противоречия своей эпохи. Какое время – таковы и герои. Лермонтов стремился сказать о современном ему человеке «едкие истины», а вместо сладкой пилюли он преподнёс своим читателям горькое лекарство, не давая при этом рецепта исправления общества от нравственных болезней. Чтобы понять Печорина, нужно понять время, в которое он живёт. Время правления Николая Первого – тридцатые годы девятнадцатого века - называют эпохой безвременья. Всего десять лет отделяет эту эпоху от счастливой поры, когда в обществе ощущался подъём национального сознания, когда передовые люди были полны реформаторских идей, надеялись на перемены к лучшему. Выход декабристов на Сенатскую площадь всё переменил. Разгром восстания, казнь пятерых декабристов, ссылка остальных участников тайных обществ в Сибирь принесли обществу разочарование. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, - напишет Лермонтов в стихотворении «Дума» о своём поколении. А в более раннем лирическом произведении, послужившем основой для написания в 1838 году «Думы», он признается: Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша. Эти строки из стихотворения «Монолог» написаны пятнадцатилетним Лермонтовым, которому уже хорошо знакомо томление юности от пустоты и бессодержательности жизни. Для молодёжи «николаевского» периода характерно отсутствие высоких общественных идеалов, поэтому она обречена на бессмысленное существование, в этом её трагедия. Печорин – трагическая личность, так как он осознаёт, что его жизнь – это «только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Герой признаётся в дневнике, что в нём живут два человека: один действует, а другой судит первого. Трагичность героя заключается в его одиночестве, в том, что, завоёвывая сердца других, он не способен любить по-настоящему, он смотрит «на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую» его «душевные силы». Например, он стремится добиться любви княжны Мери, сам не зная, для чего, ошибочно полагая, что счастье – это «насыщенная гордость». Княжна в его присутствии отличила Грушницкого, это задело его самолюбие, и он разработал целую «стратегию» по завоеванию сердца хорошенькой девушки. В дневниковой записи от 16 мая Печорин пишет, что «всегда ненавидел гостей у себя», но теперь его дом полон – и всё для того, чтобы привлечь внимание Мери. В чём же причина такого эгоизма и себялюбия? Печорин сам пытается найти ответ на этот вопрос, когда добродушный штабс-капитан Максим Максимыч упрекает своего подчинённого в том, что тот стал холоден с Бэлой, и бедняжка тоскует, грустит, сохнет, чахнет. На всю жизнь запомнились простому, необразованному коменданту слова Печорина: «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, чем она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне всё мало». Объясняя Максиму Максимычу причины своего охлаждения к Бэле, Печорин говорит, что в первой своей молодости он наслаждался «бешено всеми удовольствиями», но эти удовольствия ему скоро опротивели. Он влюблялся в светских красавиц и был ими любим, но «их любовь только раздражала … воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто». Пустота сердца – страшный диагноз нравственной болезни представителя поколения тридцатых годов. Принося несчастье другим, сам герой страдает от этого не меньше, чем жертвы его вмешательства в судьбы людей. В главе «Бэла» Печорин разрушил всё, к чему прикоснулся в погоне «за приманками страстей». Казбич лишается своего верного коня Карагёза и мстит за это, заколов кинжалом отца Азамата и Бэлы, думая, что с разрешения отца Азамат украл у него самого лучшего во всей Кабарде скакуна. Азамат убегает в горы к абрекам и пропадает без вести. Страдает гордая Бэла из-за охлаждения Печорина, а потом гибнет от кинжала Казбича. Приносит герой страдания и княжне Мери, сначала влюбив её в себя, а затем жестоко признавшись, что он не любит её, хотя девушка ему не безразлична и в последнем разговоре с несчастной барышней он с трудом сдерживал себя, чтобы не упасть к её ногам. Спрашивая себя, почему он не захотел ступить на путь тихой семейной жизни, Печорин признаётся, что «не ужился бы с этой долею» и сравнивает себя с матросом, рождённым и выросшим на палубе разбойничьего брига, душа которого сроднилась с бурями и битвами. Он слишком ценит свою свободу и записывает об этом в своём дневнике: «…двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам». Почему герой так дорожит своей свободой? Может, он надеется на будущее, чего-то ждёт от него? В чём же загадка этого героя? И где найти ответ, объясняющий его противоречивость и «странность»? В главе «Максим Максимыч» есть психологический портрет Печорина, данный рассказчиком, странствующим офицером, ведущим путевые заметки. В этом портрете особое внимание уделяется глазам Печорина: «… они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Рассказчик подмечает и взгляд этого заинтересовавшего его после рассказа Максима Максимыча человека: «…взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял на себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». Ещё один ответ, возможно, мы найдём в письме Веры, которая любит Печорина и все силы своей души растратила на эту любовь. Она пишет своему возлюбленному, что в его природе есть «что-то особенное», ему одному свойственное, «что-то гордое и таинственное». В дневнике Григория Александровича есть запись, где он, размышляя о любви Веры, никак не может понять, почему она его так сильно любит. Любит, несмотря на то, что прекрасно понимает его слабости и дурные страсти. «Неужели зло так привлекательно?» - в недоумении спрашивает он себя. И Вера как будто отвечает на его вопрос: «…ни в ком зло не бывает так привлекательно…» В дневнике герой пишет, что хочет «быть любимым, и то очень немногими…» Любимая женщина «проникла во все тайники души» Печорина, угадав и это его стремление: «Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым». Вера способна пожертвовать всем ради любимого человека, Григорий Александрович не способен на такую жертвенную любовь. Но при мысли, что он может потерять Веру навек, эта женщина стала для него «дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» В погоне за Верой герой полностью находится во власти своих чувств. Загнав коня, он падает на мокрую траву и горько плачет. Мы ещё не видели Печорина таким. Переживания, связанные с потерей Веры, показывают, что «душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля». И в то же время даже в этом эпизоде проявляется двойственность природы героя. В нём действительно два разных человека: «один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Один Печорин горько плачет, «не стараясь удерживать слёз и рыданий», а второй затем хладнокровно рассуждает: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведённая без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок». Печорин – человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера. Герой сам себя судит и сам казнит. По выражению критика В. Г. Белинского, Печорин – «страдающий эгоист». Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|