|
Смысл идея значение история создания по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.)Поэма Лермонтова «Демон», особенно в ее наиболее цельной и последовательной шестой редакции – одно из самых значимых произведений активного романтизма, в котором трагический образ типичного героя того времени изображен с большим сочувствием. Образ Демона имел место в творчестве Пушкина («Демон», 1823 г.), еще ранее – в творчестве Гете (Мефистофель в трагедии «Фауст», 1774 – 1831 г.г.) и Байрона (Люцифер в «Каине», 1820 г.). Но образ Демона у Лермонтова резко отличается от всех других. Он не скептик, отрицающий все вокруг, как у Пушкина и Гете, а «лишний человек», который намного острее, чем герой Байрона, переживает свое неоднозначное отношение к жизни. Лермонтовский Демон скорее более близок к Онегину, в котором Татьяна увидела странное, противоречивое и опасное создание. Характерная для Онегина ирония превращается у Демона в ненависть и презрение, а скука – в отчаяние и невыносимую тоску. Мечтательность Онегина у Демона перерастает в страстную мечту о новой жизни, и в этом заключается его главное отличие. Поэма носит обличительный характер. Это, естественно, вызывает отрицательную оценку ее Жуковским. И настолько же закономерным является восторженное к ней отношение Белинского. В характере Демона Белинский видел проявление важнейшей тенденции развития русской действительности того времени. По словам Белинского, Демон «отрицает для утверждения, разрушает для создания». Белинский предпочитал «Демона» и ставил его выше всех других поэм Лермонтова. В образе Демона раскрывается особый, противоречивый характер, в котором удивительным образом сочетаются ненависть и страстная мечта. Действительно, этот герой намного ближе и роднее передовым тенденциям русской действительности 30-х годов XIX века, чем, например, Мцыри со своей беззлобностью и восторженностью. Однако, Белинский, который всегда боролся за утверждение реализма, отрицательно воспринимал типично романтический слог поэмы «Демон». По его мнению, романтический окрас делает произведение неточным, лишает образы всякой конкретики. Именно поэтому Белинский называл и «Демона», и «Мцыри» детскими, незрелыми созданиями. И все же, колоссальное общественное содержание «Демона» стало решающим в формировании положительного отношения Белинского к поэме. Прежде всего общественное значение поэмы заключалось в протесте против русской действительности того времени, а только потом – в разоблачении индивидуализма, хотя некоторые исследователи современности считают иначе. В поэме показана несостоятельность индивидуалистического бунтарства Демона, но поэт не стремится его осуждать, а скорее раскрывает трагизм судьбы этого героя. «Демон» является самой значительной из всех романтических поэм М. Ю. Лермонтова. Своим содержанием она глубоко проникает в тенденции развития тогдашнего российского общества, с исключительной силой отрицает уклад жизни и нравы того времени. Несмотря на романтичность и условность образа Демона, в нем правдиво и реалистично переданы основные устремления российского общества 30-х годов XIX столетия. Возможно, именно тесная связь этого произведения с действительностью русской жизни обеспечила ему исключительную популярность. Долгое время поэма была запрещена в России, а это вызывало к ней еще больший интерес общественности. Читающие люди знали «Демона» наизусть, поэма производила, действительно, потрясающее впечатление. В 1842 году отдельные отрывки произведения были опубликованы в «Отечественных записках» и в некоторых других изданиях. Полная версия поэмы впервые была напечатана за границей, в 1956 году, в Карлсруэ. В России она целиком была издана только 1860 году, в своей последней, смягченной редакции. Обновлено: Опубликовал(а): nadezhda84 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|