|
Каким предстает образ родного дома в лирике Есенина? (Есенин С. А.)Для творчества С.А. Есенина особое место занимает образ родного дома. В узком смысле для поэта дом - это русская изба, а в широком - вся Россия, которая оставила неизгладимый след в его душе. Согласно своим представлениям о “крестьянском рае” автор идеализирует образ родного дома и природу, его окружающую, проводит мысль об их узловой завязи. Обратимся к стихотворению “Письмо матери”. В нем лирический герой обращается к своей старой матери, которая живет в “избушке”. Дом для героя символизирует покой, прошлое, когда он еще не испытал “раннюю утрату и усталость”. Это дорогое для него место окружает типичная русская природа, которая сплетается в воспоминаниях героя с домом. Есенин идеализирует её, используя в пейзажах только чистые цвета и не добавляя оттенков: “синий мрак”, “белый сад”. Рассмотрим другой пример - стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…”. В нем автор, в отличии от “Письма матери”, идет от широкого понятия о доме к узкому. Сначала поэт с любовью рисует пейзаж родного края, в изображении которого доминирует прием олицетворения (“Плачут вербы, шепчут тополя”). Потом появляется идеализированная при помощи “иконописного” золотого цвета изба. Оба этих художественных средства передают авторскую мысль о гармоничном сосуществовании мира природы и мира человека. Лирический герой подчеркивает, что узловая завязь “малого” и “большого” дома запала в его душу, сделала его таким, какой он есть. Раскрытие образа родного дома продолжается в “Низком доме с голубыми ставнями…”. С первых строк герой говорит, что безотчетно любит свой край несмотря на общую скудность пейзажа. Автор проводит параллель между бедностью в мире человека и бедностью в природе через эпитеты (“низкий дом” и “кривой ракитник”). Всё это служит мысли поэта о том, что даже неидеальный родной дом всё равно прекрасен в своей простоте, естественном соединении природного и человеческого. Итак, образ родного дома занимает важное место в лирике С.А. Есенина. Для поэта в этом образе соединились крестьянская изба и окружающая её русская природа. Говоря об узловой завязи мира человека и мира природы, существующей в описываемом Есениным “крестьянском рае”, он старается идеализировать их. Обновлено: Опубликовал(а): popopodogrev Внимание! Спасибо за внимание.
|
|