|
Каково значение «Журнала Печорина» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? пример (ЕГЭ по литературе)Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», на мой взгляд, самое значительное произведение писателя в прозе. В собранных повестях (роман состоит из пяти самостоятельных повестей) Лермонтов исследовал типический характер «лишнего человека», составленного из «пороков... поколения в полном их развитии» (цитата Лермонтова из предисловия к роману). Чтобы досконально проанализировать главного героя, Лермонтов должен показать его с разных сторон; потому в каждой из повестей выбран свой повествователь. В главе «Бела» о Печорине рассказывает штабс-капитан Максим Максимыч (в диалоге с главным повествователем повести - автором). Будучи проще, чем Печорин, Максим Максимыч смотрит на героя приземлённо: ему кажется странным этот противоречивый человек. Иногда он холоден, иногда – горяч, а причины этому Максим Максимыч не находит. Штабс-капитан совсем не понимает мотивы поступков героя; за ним персонажа не понимает и читатель, размышляя, зачем ему нужно было похищать Бэлу. Единственное объяснение, которое даёт сам Печорин, состоит в том, что у него «несчастный характер», из-за которого он вредит как другим, так и себе. Соответственно, Печорин кажется негативным персонажем. Однако в следующей главе «Максим Максимыч» свой взгляд на героя даёт сам рассказчик (для создания интриги автор нарушает хронологию событий; по фабуле события в повести «Максим Максимыч» произошли позже всех остальных, но по сюжету глава расположена на втором месте). Он замечает, что у этого человека странный смех и предполагает, что тот очень печален. Во всех мелочах, которые замечает автор, уже не читается злость или скверность характера: гораздо вероятнее, что у Печорина случилось что-то непоправимое в жизни. Повествователь не случайно видит глубину в главном герое: он вышел из той же социальной среды и культуры, что и Печорин. Взгляды рассказчиков с разными складами ума на героя в полной мере раскрывают авторский замысел: Лермонтову нужно заинтриговать читателя противоречивым портретом Печорина, чтобы потом рассказать всю правду в его записках о самом себе, которые условный автор назвал «Журналом Печорина». «Журнал» объединяет в себе три повести: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист», в которых герой полностью анализирует свои поступки с желанием разобраться в себе. В этих главах Печорин предстаёт перед нами совсем другим человеком. В «Тамани» он беспокоится о судьбах других людей («И зачем судьбе было кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?»). В «Княжне Мери» герой конфликтует с обществом; мы узнаём, что у него есть любимая женщина Вера. Был у него и друг, доктор Вернер, и старый знакомый, юнкер Грушницкий, и новое «развлечение» - княжна Мери. Однако все его отношения с людьми заканчивались печально. Причиняя страдания другим, Печорин обрекал на мучения себя самого, но ничего не мог с этим поделать; такова судьба «героев нашего времени», поколения, вынужденного скитаться по земле без убеждений, не способного на великие жертвы ради других. О ней (судьбе) персонаж рассуждал в самой загадочной повести романа «Фаталист». Смерть Вулича символична. Она заставляет Печорина задуматься над вопросом: может ли что-то управлять нашей жизнью? Управляют ли какие-то силы его жизнью?.. Таким образом, «Журнал Печорина» максимально приближает главного героя к читателю. С помощью него мы можем узнать, что на самом деле происходило в душе Печорина и понять тайну его противоречивого характера. Обновлено: Опубликовал(а): Пряникова Алёна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|