|
Вы здесь: Критика24.ру › Есенин С. А.
Анализ стихотворения «Мне осталась одна забава…» (Есенин С. А.)Стихотворение написано в 1923 году, незадолго до гибели поэта. Многие исследователи видят в этом произведении признаки исповеди, как будто поэт подводит итоги своей жизни, кается, но не перед богом, в которого он уже не верит: «Стыдно мне, что я в бога верил./Горько мне, что не верю теперь», в чем с горечью и признается, а перед людьми: «Я хочу при последней минуте/ Попросить тех, кто будет со мной…». Все стихотворение построено на различных противоречиях, которые, как бы иллюстрируют жизнь поэта. Лирический герой и автор в данном произведении идентичны. Уже в первой строфе автор говорит, о том, что репутация его настолько испорчена, что назад пути нет, ничего не исправить, а потому ему «…осталась одна забава: Пальцы в рот - и веселый свист». Но, в то же время, вторая строфа говорит нам о том, что потеря доброго имени в глазах окружающего его на тот момент общества, всего лишь «смешная потеря». Свои молодые годы наивной и чистой веры, поэт вспоминает с некоторым стыдом, однако сожалеет о том, что не в состоянии больше верить так же искренне, как раньше: «Стыдно мне, что я в бога верил./Горько мне, что не верю теперь» Следующие строфы, как будто, призваны оправдать поэта, ибо «роковая на нем печать» и путь его кардинально отличается от пути простого обывателя. Автор прямым текстом говорит, что «похабничал я и скандалил / Для того, чтобы ярче гореть». Тонко чувствующим поэтическим натурам необходимы, как яркие положительные эмоции, так и разрушительно- гибельные страсти, потому что «дар поэта – ласкать и карябать» абсолютно разнополярен. Поэт хочет сотворить невозможное, соединить в творчестве прекрасное и безобразное: «Розу белую с черною жабой/ Я хотел на земле повенчать». И пусть это все были пустые мечты, которым не суждено было сбыться, но мечтать о таком могла лишь по-настоящему творческая и дуалистичная личность, в душе которой есть место и ангелам и чертям, мало того, существование одного обязательно подразумевает наличие другого: «Но коль черти в душе гнездились - Значит, ангелы жили в ней» Финальные строфы стихотворения так же противоречивы, как и все произведение. Лирический герой просит, чтобы за грехи и неверие его положили умирать под иконами, просьба, казалось бы, абсурдная, но, в рамках есенинской лирики, подобное пожелание вполне аргументированно и правомерно. Основным художественным средством здесь является антитеза. Как мы уже рассмотрели выше, все произведение построено на противопоставлениях. Стихотворение написано трехстопным анапестом, рифма перекрестная. При написании данного стихотворения поэт использовал разные стили речи. Основой является литературная речь, но в нее вплетены слова, принадлежащие к речи разговорной, например такие слова и выражения, как «похабник», «прокатилась <…> слава», «карябать» и слова устаревшей лексики, например: «мреть», «сладились». Подобным смешением речевых стилей поэт лишний раз подчеркнул свое стремление к обретению гармонии путем сочетания несочетаемых, на первый взгляд, явлений. Общее настроение стихотворение можно охарактеризовать как мрачно-депрессивное. Лирический герой полон разочарования в жизни, не видит в будущем никаких перспектив и даже готов отправиться «в край иной», сказав последнее слово и высказав последнюю просьбу. Обновлено: Опубликовал(а): Maus Внимание! Спасибо за внимание.
|
|