|
Цветы для Элджернона (Литература XX века)Научно-фантастический рассказ «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза поразил меня своей тематикой и актуальностью, а кроме того, необычным способом автора вести повествование от лица главного героя, следя за записями его дневника. В центре сюжета умственно-отсталый мужчина тридцати лет, желающий путем экспериментов избавиться от своего недуга. И для того, чтобы следить за собственным развитием, он ведет записи. В начале книги его речь просто безобразна, а кроме точки в тексте нет ни одного знака препинания.
Что же подвигло Чарли Гордона к подобным экспериментам? «Если ты умный то у тебя много друзей с ними можно разгаваривать и ты ни когда не будеш один», - считал главный герой и упорно шел к цели. Естественно, эксперимент проходит относительно удачно: в любом случае эффект, которого пытались добиться ученые и сам Чарли, был достигнут. Но стоило ли оно того? Как изменилась жизнь Гордона после ошеломляющего успеха науки? «Поумнев», Чарли переосмыслил очень многое в своей жизни, вполне очевидно, что он стал смотреть на вещи совершенно иначе: анализируя, строя свою систему мировоззрения, оценивая и сопоставляя свою жизнь «до» и «после». «Я достиг нового уровня развития. Но гнев и подозрительность стали первыми чувствами, которые я испытал к окружающему меня миру.»
Что же стало для главного героя шокирующем в его новом мире? Во-первых, он узнал, что его друзья ему вовсе не друзья, что он жил, не подозревая о том, что его используют, над ним издеваются, совершенно не считая за человека («Вот так. Все было прекрасно, пока они могли смеяться надо мной и чувствовать себя умниками за мой счет»). И правда. Видя человека, не обладающего должным умственным развитием, люди пытаются выглядеть выше на их фоне, поднимаясь за счет этого. Во-вторых, Чарли увидел новую сторону эксперимента, желание профессора погнаться за «успехом» в своем деле было выше, чем его искреннее человеческое чувство, призывающее помочь. И в-третьих, Гордон остался совсем один. Произведения многих классиков повествуют нам о «лишнем человеке», образованном, начитанном, но почему-то не нашедшем понимая в обществе. Разум, мысли таких людей совершенно не соотносятся с образом мышления других, поэтому их не понимают, не принимают. Герой превращается в одиночку и вынужден все свои проблемы решать сам, смотреть на мир без приятной освещающей пелены, видеть пороки и начинать ненавидеть.
«Я горел желанием знать правду, но вместе с тем боялся ее.
« — Ты стал циником, — сказал Немур. — Гениальность убила в тебе веру в человечество.»
А сможет ли теперь наш герой сосуществовать рядом с людьми? Научился ли он, поумнев, общаться с простым человеком? Нет. На протяжении всего жизненного пути мы накапливаем не только так называемый багаж знаний, но и опыт: опыт поведения в тех или иных ситуациях и контакта с людьми. К сожалению, герой не стал социально-адаптированным, в связи с чем и столкнулся с трудностями: «Откуда человек узнает, как ему вести себя с другим человеком? Откуда мужчина узнает, как вести себя с женщиной? От книг мало толку». Эксперимент оказывается провальным: главный герой постепенно снова становится умственно-отсталым и в конечном итоге умирает. И главной проблемой в произведении становится вопрос: можем ли мы менять ход своей судьбы? Имеем ли право вмешиваться в природу своей души, должны ли стремиться к совершенству, когда изначально жизнь решила все за нас?
Киз, конечно, дал свои ответы на этот вопрос: на протяжении всей книги, именно благодаря особенности ее написания, мы можем проследить, как герой в конечном итоге приходит к тому же, с чего начинал. Актуальным это произведение будет всегда, ведь человек во все времена остается человеком: пытающимся изменить себя и мир вокруг, развивающимся и просто существующим в мире. Обновлено: Опубликовал(а): olenjiamachueo Внимание! Спасибо за внимание.
|
|