|
Вы здесь: Критика24.ру › Крылов Иван Андреевич Басни
Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы (Крылов Иван Андреевич Басни)Биография Крылов не любил рассказывать о себе. Когда поэт стал знаменит, его попросили написать автобиографию. Иван Андреевич отказался. Каменский написал биографию Крылова. Незадолго до его болезни ему с Парижа прислали его биографию. Крылову было все равно, что о нем напишут. Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье армейского офицера. Отец его, Андрей Прохорович, служил в драгунском полку, был начитанным человеком, но «наукам не учился». Мать, Мария Алексеевна, была очень тихой и скромной женщиной. После того, как в 1775 отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии. Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. После смерти отца, Крылов перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом, Иван Крылов сносно выучил французский. Усердное самообразование позволило Ивану овладеть и несколькими музыкальными инструментами. Благодаря общению с простым народом, язык будущего баснописца обогащался. Он хорошо изучил нравы и жизнь бедняков, не понаслышке зная, о чем пишет. Работать Иван начал рано на низкооплачиваемой канцелярской должности. И уже с 15 лет начал пробовать себя в творчестве, хотя первые его работы так и остались незамеченными. Спустя несколько лет Крыловы перебираются в Санкт-Петербург, где мать помогает устроить сына приказным служителем в казенную палату. В большом городе юноша приобщается к театральной жизни. Это способствует его желанию творить. Совместить постоянную работу с творческой возможности не представлялось, и в 18 лет Иван уходит с должности, чтобы посвятить себя писательству. Поначалу, его работы не снискали похвалы. Первая написанная трагедия «Филомела» была, неудачной. Но автора это не остановило. За ней последовали несколько комедий, которые хотя и были раскритикованы, но показали заметный рост мастерства писателя. С 20-ти летнего возраста Крылов начинает активно заниматься выпуском сатирических журналов. Первый журнал «Почта духов», из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести «Каиба» аллегорически представлен произвол и лживый либерализм самодержавного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию. Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить. В 1791 — 1801 он отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Поэт не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати. После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С.Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 «Трумф, или Подщипа». В 1801 завершил комедию «Пирог», поставленную в Петербурге и в Москве. В 1806 возвращается в Петербург, где устанавливает новые литературные связи, пишет комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам». В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Именно басня стала тем жанром, в котором раскрылся талант Крылова. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.
Басни Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся все образы созданные Крыловым, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности поэта. Его басни приобрели огромный успех и мировое значение, из-за того, что в них выразился русский дух и русский характер, склад русского ума, живописность русской речи. Крылов стремился в басне напомнить читателю о гражданском и патриотическом долге и жгучим словом обличал пороки общества. В баснях Ивана Андреевича отразились быт и нравы народа, его житейский опыт, народная мудрость. Басня по своей жанровой природе давала широкую возможность говорить о тех сторонах жизни, о которых в иной форме просто нельзя было касаться. Чему нас учат басни Крылова? Благодаря этим небольшим текстам, можно сделать для себя выводы об окружающей реальности: 1. Мир не так прост, как кажется. 2. На жизненном пути встречаются разные люди – честные и лживые, благородные и непорядочные, щедрые и алчные. 3. В мире постоянно происходят противоречия между хорошим и плохим. 4. Всем рано или поздно придется отвечать за свои деяния.
В басне все построено на противоположностях. Автор специально играет на контрасте, чтобы просто и доступно подвести читателя к основной идее, к раскрытию морали. Крылов в своих баснях говорит обо всех проблемах. Он противопоставляет характеры и сущности разных людей (скрытых под образами животных) и проводит между ними параллели.
Темы 1.Соцально-политические басни. Социально-политические басни занимают видное место в творчестве Крылова. Баснописец высказывает свою точку зрения на очень важную проблему. К проблеме относится противостояние "сильных" и "слабых". К такой проблеме относятся басни : "Волк и Ягненок", "Мор зверей", "Лев на ловле", "Мирская сходка", "Овцы и собаки", "Пестрые овцы", "Рыбья пляска". Сам выбор персонажей в них не случаен, фигуры олицетворяют неизбежный конфликт хищника и жертвы, силы и слабости, соотношение которых аллегорически рисует картину общественного устройства. Мораль басен заключается в том, что иногда люди, обладающие силой и властью, притесняют слабых и беззащитных, делая вид, что поступают при этом по закону. Сам Крылов поясняет мораль басни : "У сильного всегда бессильный виноват..."
2.Социально-бытовые басни. 1)«Слон и Моська» Иногда достаточно только казаться смелым и сильным, а не быть. 2)«Ворона и лисица» Мораль басни заключается в том, лесть - опасная вещь, против которой очень трудно устоять. Чтобы защитить себя от хитрых льстецов, нужно самому трезво оценивать свои способности, внешние данные и т.д. Тогда человек не сможет легко сбить вас с толку и воспользоваться вашим доверием. Важно помнить, что хитрые, непорядочные люди могут использовать лесть в своих целях. Большинство людей любят получать комплименты, однако нужно уметь различать наглую, неприкрытую лесть и легкий, ненавязчивый комплимент. 3) «Свинья под дубом» Мораль басни заключается в том, что невежественные люди порой ругают науку и образование и якобы не видят в них смысла, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, сами того не замечая. 3. БАСНИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ Данные басни изображают разные события в жизни страны. 1)«Квартет» По мнению современников, басня "Квартет" была вызвана преобразованием Государственного Совета в 1810 г. После преобразования департаменты Совета возглавили четыре чиновника: граф П. В. Завадовский, князь П. В. Лопухин, граф А. А. Аракчеев и граф Н. С. Мордвинов. 2) «Ворона и Курица» Исследователи предполагают, что в заключительных стихах басни речь идет о Наполеоне. Судя по всему, сюжет басни "Ворона и Курица" основан на реальных событиях, происходивших в 1812 г. в Москве: "Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту стрелять ворон и не могли нахвалиться. 3) «Пожар и Алмаз». Мораль басни "Пожар и Алмаз" заключается в том, что спокойное, мирное существование бесценно по сравнению даже с самыми яркими, громкими завоеваниями. Басня была написана в самом начале Отечественной войны 1812 г. и имеет тесную связь с этим историческим событием. В басне противоположны мирный, созидательный русский народ и разрушительная наполеоновская армия. 4)«Волк на псарне». Басня представляет собою важнейший из откликов Крылова на отечественную войну России против наполеоновской агрессии. В образах Ловчего и Волка изображены М. И. Кутузов и Наполеон. Непосредственным поводом к написанию басни явились попытки Наполеона, находившегося в Москве, в конце сентября 1812 г. заключить выгодный для престижа его армии мир. 5) «Собачья дружба». Безуспешные попытки Венского конгресса составить проект Мирного договора (1815 год).
Основные образы В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер. Так какие же образы встречаются чаще всего? Проанализировав басни, я сделала вывод, что чаще встречается образ волка. Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека. «Волк и Ягненок» – всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания. В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство. В басне «Волк и журавль» – неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности. В басне «Волк и Лисица» – глупость, невезение. В басне «Лев и Волк» – жадность, желание взять кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить. Образ лисы не уступает по частоте волку . Её характер разнообразен. Она находчива, коварна, рассудительна, хитрая и обладает чувством юмора. В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет. В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду. В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно. В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать. Образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду. Лев на третьем месте .Ему присуще определенные черты .Он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица». Образ собаки в баснях Крылова раскрывается не такой, как привыкли думать люди : «Собака-друг человека». В басне «Собачья дружба» – клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью. басне «Слон и Моська» – умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя. В басне «Две Собаки» – умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении. Рядом с собакой стоит осел. Основная черта-глупость. «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик». Безобидными, не умеющими постоять за себя являются овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице, исключение составляют басни: «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» «Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?». Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет. Итак, я пришла к выводу, что образы зверей у Крылова передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип. Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять. Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова. Обновлено: Опубликовал(а): Митрофанова Юля Внимание! Спасибо за внимание. |
|