|
Вы здесь: Критика24.ру › Гоголь Н. В.
История создания «Мертвые души» (Гоголь Н. В.)«Творение чисто русское, национальное, выпущенное из тайника народной жизни» - В.Белинский Произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» замечательное явление в русской литературе, национальная гордость. Он изобразил действительность своего времени, запечатлев ее в таких ярких образах, что живость изображения не увядает с веками. Будучи человеком необычайного дарования, он в совершенстве владел всей неповторимой свежестью и силой русского слова. В.Белинский сравнивал «Мертвые души» с освежительным блеском среди посредственной бездарности, томительной духоты и засухи.
В октябре 1835 года Гоголь извещал Пушкину: « Начал писать «Мертвые души». Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь. На самом же деле, в поэме нашли отражение две России. Образно говоря, это два разных взгляда на крепостническую Русь, сплетенные автором воедино. С одной стороны, Россия - страна скупых, жестоких, оскотинившиеся помещиков, у которых тело, мозг и душа или заплыли жиром, или высохли и зачерствели. Это страна казнокрадов, бездельников бездушных и глухих к страданиям народа чиновников. Помяните слова Гоголя о том, что на Руси есть две беды - дороги и дураки. Так вот, первую Россию населяют дурки, ко всему прочему еще и опустившиеся. Таковы «прекраснодушный» Манилов, помещик без задора, похожий «на средней величины медведя» Собакевич, «крепколобая, и «дубиноголовая» Коробочка, Плюшкин «прореха на человечестве». Типичное население этой России: чиновники, почтмейстеры, губернаторы, полицмейстеры. «Я их знаю всех: это все мошенники, весь город такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет.», - говорит о них Собакевич. Все эти люди, потерявшие человеческий облик, и есть Мертвые души. Мертвые души без кавычек ибо все лучшее все лучшие человеческие качества в них не уснули, а умерли. За страшным и отвратительным образом чиновничьей и помещичьей России видены другой, светлый образ – России-птицы, России – тройки. «Эх тройка! птица тройка! Кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться.» Гоголь в поэме указывает на живой и бойкий русский ум, на разгул бурлацкой натуры, рисует образы богатырей из народа: Степана Пробки, Абакума Фырова в кругу бурлацкой ватаги, дает символический образ «расторопного ярославского мужика», показывает Русь, «развернувшуюся «на полсвета». Среди крестьян было много талантливых, искусных мастеров, прекрасных работников, способных создать искусные ценности, но живущих в нищете. И «девки», «проданные Коробочкой, вышли в славные работницы», и каретник Михеев славный мастер. Он говорит о них с любовью, называя «мои голубчики». Автор сочувствует горькой доле простых людей, его заботит их судьба: «Что вы, сердечные мое, поделывали на своём веку? Как перебивались?» Создав яркие, запоминающиеся образы чиновничьей России и России птицы, Н.Гоголь пророчески предсказал скорую гибель первой и великое будущее второй. В этом проявились его талант и гениальность как художника, тесно связанного со своим народом. Задумываясь над дальнейшей судьбой Родины, писатель, однако, теряется в догадках: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа!» В поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголь создал яркую картину русской жизни начала 21 века. Только человек с горячим сердцем мог создать творение, дышащие кровные любовью к плодовитому зерну русской жизни. Такого мнения об авторе мертвых душ был В.Белинский, который одним из первых подчеркнул важнейшую особенность творчества Н.Гоголя его исключительную оригинальность и самобытность. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина Александровна Романова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|