|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Шерлок Холмс. Конан Дойл Часть 2. (*Общие критические статьи)
Детективному жанру, родившемуся в начале 40-х годов в «логических новеллах» Эдгара По, суждено было испытать второе рождение в 1887 году, когда молодой лондонский врач в надежде поправить свои дела литературными заработками, опубликовал повесть «Этюд в багровых тонах», получив за нее скромный даже по тем временам гонорар в двадцать пять фунтов. Автора звали Артур Конан Дойл, а его героя-расследователя Шерлок Холмс. А. И. Куприн как-то заметил: «Конан Дойль, заполнивший весь земной шар детективными рассказами, все-таки умещается со своим Шерлоком Холмсом, как в футляр, в небольшое гениальное произведение Э. По «Преступление в улице Морг». При всей категоричности высказывания истоки конандойловского канона указаны в нем верно. Впрочем, Конан Дойл и не делал из этого тайны. Эдгар По, добившийся подлинного признания и у себя на родине, и за ее пределами лишь через многие десятилетия после смерти, был одним из любимейших авторов Конан Дойла. Как и Дюпен, Холмс распутывает сложнейшие криминальные головоломки, полагаясь на аналитические способности ума. Как и его предшественник, он получает поистине эстетическое наслаждение от упражнения своего могучего интеллекта, что, впрочем, не мешало ему отпускать иронические замечания в адрес и Дюпена, и других своих литературных собратьев. Шерлок Холмс с его основательными познаниями в химии, ботанике, геологии и анатомии и весьма скептичным отношением к гуманитарным наукам и искусству (за исключением музыки) — истинный сын века «точного знания», той поры, когда научно-технический прогресс очень многим казался надежным лекарством от всех социальных недугов. В этой связи победы Холмса над силами зла, основанные на логике и «позитивных данных», обретали отчетливое назидательно-символическое звучание. Как и его предшественник Дюпен, Холмс — фигура романтическая, существующая как бы вне буржуазной повседневности. Он не ревностный охранитель частной собственности и благополучия буржуа, как тот же Лекок и сыщики лекоковского типа. Его не интересуют деньги — за свои труды он берет скромное, почти символическое вознаграждение, хотя мог бы нажить капитал, «пуская в оборот» свои аналитические способности. Не услышишь от него ни деклараций о любви к справедливости, ни моральных поучений. Холмс утверждает, что главное для него — еще раз показать всепобеждающую мощь дедуктивного метода. Но при всей своей отрешенности от забот повседневности, при всем своем утонченном интеллектуализме Холмс всегда готов помогать тем, кто стал жертвой ложного обвинения, кому грозит опасность. И хотя он не упускает возможности оправдать свое участие в очередном приключении желанием «развеять скуку», читатели на эту уловку не поддаются. Они не сомневаются: Холмс — настоящий джентльмен и не выставляет напоказ подлинных — всегда гуманных — мотивов своей деятельности. Холмс казался читателям воплощением «гармонического чело-века. Он был не из числа кабинетных гениев — его мускульная сила ненамного уступала силе интеллектуальной. Ему ничего не стоило разогнуть закрученную очередным оппонентом в тугой узел кочергу, а охотничий хлыст, с которым он порой выходил на операцию по захвату», укрощал злоумышленников не хуже, чем пистолет. Через несколько лет, однако, Конан Дойл решил взбунтоваться и расстаться с персонажем, превратившимся к тому времени в самого настоящего тирана, отправив его на роковой поединок с профессором Мориарти. Ответом был взрыв читательского негодования. Конан Дойл продержался десять лет. В 1905 году он капитулировал: сборник «Возвращение Шерлока Холмса» был с восторгом встречен поклонниками «отшельника с Бейкер-стрит», этого первого эпического богатыря большого города», как назвал его К- Чуковский. Неразлучная пара Холмс — Уотсон стала моделью для подражания многочисленной армии детективистов — и мишенью много-численных пародий (первая, принадлежащая перу канадского литератора Р. Барра, появилась в 1895 году). Для очень многих литературный персонаж Холмс оказался гораздо реальнее его Создателя. Холмсу писали, с ним советовались, приглашали распутать таинственное преступление. Есть мемориальный музей Холмса, постоянно растет библиотека исследований о нем (это и биографические штудии, и научные трактаты «Холмс и музыка», (Холмс и природа» и т. д.). С тех пор много воды утекло, многие расследователи поражали мир и эрудицией и отвагой, но мало кто ставил под сомнение право Холмса оставаться первым среди Великих Расследователей всех времен. Блистательные победы Шерлока Холмса резко повысили читательский спрос на истории о загадочных преступлениях и мудрых расследователях. С середины 90-х годов жанр вступает в период первого большого взлета, причем ведущей формой остается новелла. Как ни старались злодеи всех мастей запутать правосудие, их козни разоблачаются — то интеллектуальными суперменами вроде Дюпена и Холмса, то скромными обитателями сельской глубинки, ироде дядюшки Эбнера из штата Виргиния, героя цикла американца М.-Д. Поста. Справедливость торжествует благодаря усилиям штатных полицейских агентов и сыщиков-любителей, женщин и детей, а иногда и вследствие вмешательства потусторонних сил (последние, впрочем, довольно быстро были объявлены теоретиками жанра «вне закона», и прибегать к их помощи Считалось проявлением литературного моветона).
АРТУР КОНАН ДОЙЛ (1859—1930) — английский писатель, автор приключенческих, исторических и детективных произведений. Новелла «Пестрая лента» вошла в сборник «Приключения Шерлока Холмса» (1891). Перевод М. и Н. Чуковских печатается по изд.: Артур Конан Дойл. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1.— М.: Правда, 1966. Палмер, Уильям — английский врач, отравивший стрихнином своего товарища, казнен в 1856 г. Причард, Эдуард Уильям — английский врач, отравивший жену и тещу, казнен в 1685 г.
Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|