|
Революция в творчестве и поэзии (Блок Александр)
Революция пробудила Блока от мистических снов, столкнула с жизнью, ее земными делами и заботами. Период между 1905 и 1918 годами был самым плодотворным в его творчестве. В эти годы расширяется тематика поэзии Блока, в ней вызревают и утверждаются элементы реализма, углубляется связь с реалистическими традициями русской классической литературы. На протяжении этих лет Блок пересматривает свои взгляды на искусство. Одной из важных тем его творчества в период революции становится тема города. Стихотворения этой тематики собраны в цикле «Город» (1904—1908). Здесь показаны страдания обездоленных людей, обреченных на «тяжкий труд проклятья», на нищету («Из газет», «Повесть»), создан образ неудачника, «чердачного жителя», от имени которого написаны стихотворения «На чердаке», «В октябре», «Окна во двор», «Хожу, брожу понурый...», «Холодный день» и др. В стихотворениях о маленьких людях и их заботах Блок продолжил некрасовскую демократическую традицию. В ряде стихотворений, посвященных Петербургу, он обнажил социальные противоречия и контрасты капиталистического города. Городская тема трактуется им отчасти как тема серого и скучного обывательского существования, которому противопоставляется романтическая мечта, природа, вольная стихия. Это ощущается в цикле стихотворений «Вольные мысли» (1907), содержащих философские раздумья о жизни и смерти, сатирические характеристики обывателей, прекрасные пейзажные зарисовки, в которых звучит «высокий гимн о том, как ясны зори, как стройны сосны, как вольна душа». Написан цикл широко, свободно, превосходным белым стихом. В нем проявилась удивительная наблюдательность и зоркость поэта. В поле его зрения и погибший на скачках жокей и работающие на набережной грузчики, и играющие дети, и прогуливающиеся по берегу озера пары, и «затянутый в китель офицер», и праздные дачники на морском побережье. В стихотворении «В северном море» скопищу «гуляющих модниц и франтов», прозаичности их облика противопоставлена величественная и тревожная картина заката над морем: А там —закат из неба сотворил Глубокий многоцветный кубок. Руки Одна заря закинула к другой, И сестры двух небес прядут один — То розовый, то голубой туман. И в море утопающая туча В предсмертном гневе мечет из очей То красные, то синие огни. Моторная лодка проносится мимо человеческого муравейника и вырывается на вольный морской простор. И здесь, и в ряде других стихотворений («Голос в тучах», «Оставь меня в моей дали», «Крылья», «Уже над морем вечереет...», «Ты помнишь? В нашей бухте сон-ной...») морская стихия, образы кораблей, горящих маяков противопоставляются серым будням. Поэт стремится преобразить низменный быт силой возвышенной романтической мечты. Источники:
Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» и извлечения из поэмы «Возмездие» («Когда ты загнан и забыт...», «Народ и поэт», «Возмездие», «Два века»). Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|