Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михаил)

Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

В своем романе М.Булгаков переворачивает с ног на голову все привычные представления о добре и зле. Герои, которых можно было бы считать положительнымив какой-то момент оступаются, поддаются искушению, становятся пленниками своих же низменных желаний, а у того, чье имя всегда ассоциировалось со злом, разрушением и горем, в конечном счете человечности оказывается намного больше, чем у некоторых "добропорядочных" людей. Эти поразительные изменения в характерах персонажей связаны в первую очередь с тем, что каждому из них в определенный момент приходится делать выбор между добром и злом.

Анализируя поступки героев романа, можно опираться на одну старинную легенду. Она гласит, что внутри каждого человека есть два волка:черный и белый, олицетворяющие соответственно добрые и злые начала.

Между этими волками идет непрекращающаяся борьба, но в конце концов победителем станет лишь один из них:тот волк, которого человек кормит.

Та же борьба происходит внутри каждого персонажа романа. Черты их характеров, как хорошие, так и плохие, их чувства и восприятие мира в конечном счете определяют их выбор.

Например, прокуратор Иудеи Понтий Пилат понимал, что Иешуа невиновен, но его малодушие не позволило ему сделать выбор в пользу добра. Его считали великим, уважали, ведь для простого народа Понтий Пилат являлся образцом честности, справедливости. Его решения сильно влияли на мнение общества, потому что людям не могло прийти в голову, что такой почтенный, верный служитель Римской империи, прокуратор Иудеи, гарант законности и порядка, мог быть таким трусливым, ничтожным человеком.

В момент принятия решения Понтием Пилатом управляло только одно чувство:страх. Этот страх он пытался скрыть за маской подчинения незыблемым законам Римской империи.

На Голгофе Понтий Пилат, уже осознавший, что вот-вот состоится казнь невиновного человека, кричит так, чтобы его услышали все, кто в тот день собрался у эшафота:"Преступник!". Его слова моментально разлетаются в толпе и подхватываются ей. Люди верят Пилату и видят в Иешуа преступника, нарушившего закон и заслужившего наказание.

Несмотря на точто тогда к Понтию Пилату подкопаться было невозможно, так как формально он выпонил свой прокураторский долг, расплата постигла и его. Совесть Пилата дала о себе знать, не позволяя ему прожить и дня без воспоминаний о той казни. Он был обречен на вечное самокопание. Лишив безвинного человека самой главной, самой дорогой ценности, он отравил свою жизнь.

Я привела в качестве примера только судьбу Понтия Пилата, но в романе такому же испытанию подвергаются и многие другие персонажи. Магия Воланда обнажает всю суть людей, долгие годы скрывающих свои пороки. Алчных, хищных персонажей, получивших "подарки" от слуг Воланда, неминуемо ждет наказание. Дорогая одежда, ухваченная в суматохе, которая разразилась во время представления Воланда, исчезает прямо с тел, а советские рубли, полученные благодаря взятке, которые предложили те же слуги сатаны, превращаются в американские доллары, располагать которыми по закону запрещено.

Но сатана никогда не подталкивал к плохому людей с чистыми, незапятнанными душами. На них его чары не действуют так, как они действуют на порочных, жадных, мелочных людей. Воланд имеет власть только над тем, что уже подгнило, и при этом он не заставляет никого идти на обман или предательство, брать взятки, красть, убивать или, в случае Понтия Пилата, позволить кому-либо умереть. Все это делают сами люди, это продиктовано их желаниями и у каждого из них был выбор.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.