|
Вы здесь: Критика24.ру › Образование России
Реализация программы «Доступная среда» в сфере образования в Алтайском крае (Образование России)Содержание Введение.с. 3
Глава I.Нормативно-правовая база программы «Доступная среда» с. 4 1.1. Федеральное законодательство о программе «Доступная среда» с. 4 1.2. Нормативно-правовая база программы «Доступная среда» Алтайском крае. с.6 Глава II. Реализация основных направлений программы «Доступная среда» в Алтайском крае. с. 7 2.1. Реализация Комплексного плана мероприятий пос. 7 Обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае. 2.2. «Доступная среда» для детей-инвалидов и детей Ограниченными возможностями здоровья в городе Новоалтайске. с. 9
2.3. Проблемы реализации программы «Доступная среда» пути их решения. С. 15
Заключение с. 16
Приложения с. 18
Литература с. 19
Введение. Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Общеизвестно, что большинство детей с ограниченными возможностями здоровья живут в семьях. Обучение и воспитание этих детей представляет определенные сложности для родителей. Очень часто невозможно избавить человека от имеющегося у него нарушения, однако можно начать устранять мешающие ему барьеры в образовательных и дошкольных учреждениях. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании» и других законодательных актах. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0), в том числе, создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни, создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров “Доступной среды”: дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей. Алтайский край является одним из первых субъектов РФ, начавших реали-зовывать эту программу. В крае было разработано большое количество нормативных документов, определяющих комплекс мер по реализации программы. К ним относятся, прежде всего: 1) Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с ограни-ченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017 гг. от26.12.2013;
2) Постановление администрации Алтайского края от 19 февраля 2014г. № 62 "Об утверждении государственной программы Алтайского края «Доступная среда в Алтайском крае» на 2014-2015 годы; 3) Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края о комплексном плане мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2015 годы от 16.01.2014 и другие.
Целью работы является характеристика процесса реализации Комплексного плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае. Объектом исследования в данной работе являются общественные отноше-ния, возникающие при реализации мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Предметом данного исследования являются проблемы и пути их решения при реализации мер, направленных на государственную поддержу детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае. Задачи исследования: 1) Анализ основных направлений Комплексного плана мероприятий по обес-печению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае 2) Объяснение механизмов и достижений реализации этого Плана. 3) Выявление проблем, возникающих в ходе реализации Плана. Для решения поставленных в работе задач использованы такие методы исследования, как сравнение, объяснение, анализ документов. Эта работа позволит охарактеризовать основные направления програм-мы пообеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограни-ченными возможностями здоровья в Алтайском крае, механизм их реализа-ции, достижения и проблемы в этой сфере; сформулировать некоторые пред-ложения по улучшению информированности взрослого населения о существовании и действии программы «Доступная среда».
Глава I. Нормативно-правовая база программы «Доступная среда». 1.1. Федеральное законодательство о программе «Доступная среда». В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инва-лидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а так-же интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни поста-новлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175утвержденаГосударственная программа «Доступная среда». (http://www.rg.ru/2011/03/28/dostupnaya-sreda-site-dok.html) В Российской Федерации последовательно проводится работа по соци-альной защите инвалидов. Много делается для улучшения их социального положения, повышения доходов и качества жизни, постоянно растет объем финансирования из бюджетов всех уровней. Однако до сих пор остается «нерешенной важнейшая социальная задача – создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи». (http://www.rg.ru/2011/03/28/dostupnaya-sreda-site-dok.html) Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и др. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является очень важным условием их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества. Поэтому реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики. В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Программа “Доступная среда” предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров “Доступной среды”: дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей. Таким образом, на федеральном уровне создана нормативно-правовая база для реализации программы «Доступная среда». В документах определены цели, задачи программы, прописаны ожидаемые результаты, названы исполнители и соисполнители, запланированы расходы на реализацию программы.
1.2. Нормативно-правовая база программы «Доступная среда» в Ал-тайском крае. Как уже было сказано выше, Алтайский край одним из первых субъектов РФ начал реализацию программы «Доступная среда». В крае была создана нормативно-правовая база для выполнения этой программы. Исполнители и соисполнители программы определили комплекс мер, направленных на осуществление «Доступной среды». Среди нормативно-правовых актов следует выделить: 1) Концепцию развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017 гг. от 26.12.2013; 2) Постановление администрации Алтайского края от 19 февраля 2014г. № 62 "Об утверждении государственной программы Алтайского края «Доступная среда в Алтайском крае» на 2014-2015 годы; 3) Постановление администрации Алтайского края от 30 января 2013г. № 37 "Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в обще-образовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образо-вательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" 4) Приказ Главного управления образования и молодежной политики Ал-тайского края о комплексном плане мероприятий по обеспечению дос-тупной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2015 годы от 16.01.2014 и другие. 5) Приказ Главного управления образования и молодежной политики Ал-тайского края от 10 июля 2013 г. № 3210 "Об утверждении Перечней приобретаемого оборудования и первоочередных ремонтных работ в целях создания доступной среды для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях в Алтайском крае" (http://zhit-vmeste.ru/docs/obrazovanie/1476/) Именно в этих документах определены основные направления реализа-ции программы «Доступная среда». Одним из направлений работы является создание условий для получения образования детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость принятия подобного пакета документов обусловлена не только существованием государственной программы, но и наличием острых проблем в обществе. Прежде всего, до настоящего времени существует социальная исключенность уязвимых категорий детей; нет действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, школы не готовы принять детей-инвалидов; существуют проблемы финансирования программ. К сожалению, у старшего населения и опекунов детей-инвалидов наблюдается неосведомленность о программе «Доступная среда». Таким образом, в Алтайском крае была сформирована нормативно-правовая база программы «Доступная среда». Одним из важнейших документов является Комплексный план мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае. Благодаря этому расширились возможности для создания безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни, улучшилось финансирование программы проектов в данном направлении.
Глава II. Реализация основных направлений программы «Доступная среда».
2.1.Реализация Комплексного плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей сограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае.
К настоящему времени в Алтайском крае многое сделано по обеспече-нию доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В школах края создаются условия для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ: строятся пандусы и реабилитационные комнаты; создаются специальные учебные места для детей-инвалидов. В школьных столовых для них организовано питание, создаются комнаты гигиены. Для организации внеурочной деятельности создаются кружки, секции, игровые студии и т.д. (Игровая студия для инвалидов «Малыш» или «Мир танца доступен каждому» - для инвалидов колясочников). После принятия государственной программы «Доступная среда» во многих образовательных учреждениях Российской Федерации активизировалась работа по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, в МБОУ Завьяловская СОШ №1 Завьяловского района Алтайского края (http://scoolzvl.ucoz.ru/).Первым этапом реализации программы «Доступная среда» в данной школе было повышение квалификации администрации школы и педагогического состава и проверка их на профессиональную пригодность. Кроме курсов повышения квалификации, учителей подготовили к работе с детьми-инвалидами. Так сказать, показали на практике, как это сложно, но увлекательно работать с детьми с ОВЗ.Были проведены беседы с родителями и школьниками, направленные на повышение уровня информированности о программе «Доступная среда».На деньги, выделенные из федерального бюджета, была проведена закупка специального оборудования, мебели и строительных материалов. Сначала был построен пандус для детей-колясочников, одновременно в школе была оборудована комната гигиены для детей-инвалидов, создан и оборудован специальный класс, где они могли бы играть, учить уроки и развиваться.
В новом кабинете для детей с ОВЗ было установлено следующее оборудование: 1) Три компьютера, специально оборудованные для детей с ОВЗ. 2) Оборудован специальный реабилитационный уголок. 3) Приобретены развивающие игрушки. 4)Школа закупила большое количество принадлежностей для занятий спор-том, а именно: мячей, обручей, скакалок и т.д.
Таким образом, образовательное учреждение выполняет материально-техническую часть плана по реализации программы «Доступная среда». Следует заметить, что много делается для создания комфортной образовательной среды детям с ограниченными возможностями здоровья. Создаются и применяются образовательные программы для таких детей, организовано психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.2. «Доступная среда» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Новоалтайске.
После принятия государственной программы «Доступная среда», во многих образовательных учреждениях РФ активизировалась работа по созда-нию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, в МБОУ СОШ № 10 города Новоалтайска Алтайского края (http://novschool10.ucoz.com/) на деньги, выделенные из федерального бюджета, была проведена закупка специального оборудования, мебели и строительных материалов. Сначала был построен пандус для детей-колясочников. Работы велись с 1 сентября и к20сентября пандус уже был у входа в школу. Затем была оборудована комната гигиены для детей-инвалидов. Кроме того, был оборудован специальный класс, в котором есть все нужное оборудование для успешного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В новый класс поставили оборудование, удобные кресла, бассейн с ша-риками, игры, выделили место для отдыха. Также в этой комнате полностью заменили пол, покрасили стены и вставили пластиковые окна. Чтобы облег-чить вход в школу для детей инвалидов были установлены специальные две-ри. К дальнейшей установке завезено специальное учебное оборудование. Таким образом, образовательное учреждение выполняет материально-техническую часть плана по реализации программы «Доступная среда».
Следует заметить, что много делается для создания комфортной образовательной среды детям с ограниченными возможностями здоровья. Создаются и применяются образовательные программы для таких детей, организовано психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. К реализации программы «Доступная среда» в МБОУ «СОШ № 10 города Новоалтайска» подключились волонтеры из отряда «Стремительный».
Под новый год ребята решили сделать для детей-инвалидов новогодний подарок-сценку. Трое волонтеров отправились в гости в школу для глухонемых и слабослышащих детей в ролях Деда Мороза, зайчика и лисички. Разыграли для детишек очень веселую и смешную сценку, организовали с ними игры и ушли с очень хорошим настроением, провожаемые улыбками детей. Волонтеры провели акцию «Солнышко» с учениками коррекционного класса: поиграли с детьми, раздали «солнышки добра». Участие в акции «Мы разные, но мы вместе!», в ходе которой ученики делали буклеты на тему дружбы с детьми-инвалидами, помощи им, еще более сблизило волонтеров и детей с ОВЗ, большее количество школьников узнали о программе «Доступная среда». Многие учащиеся поняли, что помощь детям-инвалидам очень важна и необходима им самим, они испытали глубокое чувство удовлетворения, самоуважения, сделав добро другим.
В июне начал свою работу «Детский Оздоровительный Лагерь «Здоро-вейка»» на базе МБОУ «СОШ № 10 города Новоалтайска» Всего в лагере было 160 детей, десять из них дети-инвалиды. Вожатые прошли специальное обучение согласно программе «Доступная среда», узнали, как нужно работать с такими детками, сдали экзамен. В течение месяца работы в лагере вожатые на практике проявили свои умения работать с разными детьми, причем особое внимание уделялось детям-инвалидам. Процесс вхождения детей-инвалидов в коллектив детского лагеря проходил вполне естественно.
1 июня вожатые ДОЛ «Здоровейка» с улыбкой встретили детей-инвалидов на пороге своего лагеря. . 12 июня на концерте, посвященном дню независимости России, дети рассказали о толерантном отношении к друг другу(ведь Россия многонацио-нальная страна), спели песню «Россия, мы дети твои» и показали фильм, по-священный гимну РФ.
Но работа на этом не закончилась. Дети-инвалиды вместе со здоровыми ребятами участвовали в кругосветке, посвященной Здоровому Образу Жизни.
В течении всей смены весь педагогический коллектив помогал осво-иться и реализоваться детям-инвалидам в новой «Доступной» для них среде. Помогли им обрести новые знакомства и уверенность в том, что они нужны, их ждут и им помогут в нашем, крайне нестабильном, социуме. Дети-инвалиды ушли из лагеря с улыбкой и хорошими воспоминаниями и с жела-нием вернуться сюда на следующий год, зная то, что здесь их будет ждать любящий друг и вожатый.
2.3. Проблемы реализации программы «Доступная среда» и пути их решения. В ходе работы с материалами темы определись некоторые проблемы в реализации программы «Доступная среда» в сфере образования в Алтайском крае. Прежде всего, это проблемы финансирования мероприятий по реализации программы. Разумеется, региональная власть, муниципальные образования, другие участники программы делают все возможное для освоения выделяемых средств. Тем не менее, из регионального бюджета, тем более, из муниципальных средств их выделяется недостаточно. Может быть, как вариант увеличения финансирования программы нужно обратиться к общественности с целью повышения информированности и поиска спонсоров; возможно, оп-ределить какие-то особые условия для тех, кто выделит средства для про-граммы. Несмотря на то, что региональные и местные власти постоянно через СМИ информируют население о ходе реализации программы «Доступная среда», значительная часть населения, особенно те, кто должен быть напря-мую заинтересован в этой программе (семьи детей с ОВЗ), не знают возможностей этой программы. Так, например, в газете «Наш Новоалтайск» за 2015 год всего два раза были опубликованы материалы о «Доступной среде». Весьма незначительная часть жителей города могла прочесть этот материал, а уж тем более вникать в подробности реализации и возможности программы. Очень большую работу надо провести органам руководства образова-нием по повышению компетентности специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Это, возможно, будет повышение квалификации, создание специаль-ных учебно-методических комплексов, проведение практических семинаров и т.д.
Заключение В ходе изучения реализации программы «Доступная среда» выясни-лось, что нормативно-правовая база в этом направлении разработана участниками программы достаточно основательно, причем на разных уровнях. К участию в реализации программы привлечены общественные, молодежные организации, инициативные объединения. Думается, что использование потенциала молодежных организаций, инициативных объединений в реализации программы может оказать существенное влияние на результаты деятельности в «Доступной среде» и воспитание молодежи. На федеральном уровне была создана нормативно-правовая база для реализации программы «Доступная среда». В документах были определены цели, задачи программы, прописаны ожидаемые результаты, названы испол-нители и соисполнители. Спланированы расходы на реализацию данной про-граммы. Таким образом, на основе федерального законодательства о программе «Доступная среда» в Алтайском каре была сформирована своя нормативно-правовая по этому вопросу. Одним из важнейших документов является «Комплексный план мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Алтайском крае». Следует заметить, что многое делается для создания комфортной образовательной среды для детей-инвалидов. Организованно психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ОВЗ. В процессе реализации программы «Доступная среда» выявились не-сколько проблем, существенно влияющих на эффективность данной программы. Первой проблемой является информированность населения о реализации данной программы. Несмотря на то, что региональные и местные власти постоянно через СМИ информируют население о ходе реализации программы «Доступная среда», подавляющая часть населения либо вообще не знают о данной программе, или же не знают о ее реализации. Печально то, что среди тех граждан, которые не знают о данной программе или не интересуются ей, есть и те, кто должны быть заинтересованы данной программой, а именно опекуны детей-инвалидов. Следующей и главной проблемой здесь является финансирование данной программы. Бесспорно, федеральные и региональные власти выделяют большое количество средств на оснащение школ специальным оборудованием, обучение учителей, создание специальной инфраструктуры и т.д. Тем не менее, данных средств недостаточно, для того, чтобы данная программа раскрылась полностью и показала свою эффективность. Необходимо, видимо, привлекать и спонсоров. Третьей проблемой, можно назвать преграды, созданные законом и мешающие дальнейшей реализации. Законодатели, создав данную программу, крайне ограничили ее законами со всех сторон, что конечно же пагубно влияет на развитие программы «Доступная среда». Необходимо совершенствовать законодательную базу по вопросу реализации программы. Разумеется, нельзя прописать в нормативно-правовых актах все тонкости непосредственной организации работы в школе, в классе, должна быть определенная свобода в принятии решений участниками образовательного процесса. При этом, конечно, нужно исходить из общих принципов организации образовательной деятельности. В данной работе была сделана попытка показать реализацию програм-мы «Доступная среда» в Алтайском крае, ее достижения, проблемы и пути их решения, были охарактеризованы основные направления программы по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Алтайском крае, объяснены механизмы ее реализации, сформулированы некоторые предложения по улучшению информированности взрослого населения о существовании и действии программы «Доступная среда». Стоит сказать, что сделано достаточно много и на законодательном и на практических уровнях. Программа реализуется и успешно не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровне. Благодаря этому расширились возможности для создания безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.
Приложение
Анкета для учеников старшего звена по информированности о реализации государственной программы «Доступная среда» в Алтайском крае в сфере образования. 1) Знаете ли вы что такое программа «Доступная среда»? А)да Б)нет В)что-то слышал
2) Знаете ли вы, как реализуется программа «Доступная среда» в ва-шей школе? А)да Б)нет В)не уверен
3) Как вы думаете, необходима ли эта программа вообще? А)думаю да Б)думаю нет В) мне все равно
4) Готовы ли вы увидеть в своей школе детей-инвалидов и детей с ОВЗ? А)да Б)нет В)затрудняюсь ответить
Литература • Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017 гг. от 26.12.2013 • Постановление администрации Алтайского края от 19.02.2014 № 62 об утверждение государственной программы «Доступная среда» в Алтай-ском крае на 2014-2015 годы • Приказ главного управления по образованию и молодежной политике Алтайского края от 16.01.2014 № 361 об утверждение Комплексного плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтай-ском крае на 2014-2015 годы. • http://www.novoaltaysk.ru- админ. г. Новоалтайска. • http://www.altairegion22.ru/-официальный сайт Алтайского края. • http://pravo.gov.ru/-официальный интернет-портал правовой документа-ции РФ • http://altapress.ru/-АЛТАПРЕСС- информационный сайт Алтайского края • http://scoolzvl.ucoz.ru/-Завьяловская СОШ №1 • http://novschool10.ucoz.com/- МБОУ СОШ № 10 г. Новоалтайска. • http://zhit-vmeste.ru/docs/obrazovanie/1476/ • http://www.rg.ru/2011/03/28/dostupnaya-sreda-site-dok.html • http://www.rg.ru/2011/03/28/dostupnaya-sreda-site-dok.html • http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 • http://www.duma.gov.ru/- Гос. Дума РФ • http://to22.minjust.ru/-минестерство юстиции в Алтайском крае. • http://минобрнауки.рф/-министерство образования РФ • https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fruskline.ru%2Fimages%2Fcms%2Fthumbs%2Feb2c7d315f05bd0eceb74524a3aec984f322cc64%2Frebenok_v_kolyaske_80_auto.jpg&text=мир%20танца%20доступен%20каждому%20для%20детей%20колясочников%20фото&noreask=1&pos=2&lr=65&rpt=simage • http://artbd.ru/ • http://www.aksp.ru/work/activity/inv/sem_s_inv.php?ELEMENT_ID=894 • http://altapress.ru/story/159440?photo=4#gallery Обновлено: Опубликовал(а): МихАст Внимание! Спасибо за внимание.
|
|