Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Литературные тропы определения и примеры (Анализ стихотворения, стиха)

Тропы :

Аллегория – иносказательное выражение отвлеченного понятия в конкретных

художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство

воплощается в образе ОСЛА, хитрость – в образе ЛИСЫ.

Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого. (Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега).

Ирония – употребление слова или выражения в смысле обратном буквальном

целью насмешки. Например, Отколе, умная, бредешь ты голова? (в обращении к Ослу) (И.А. Крылов).

Литота (обратная гипербола) – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого (Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка).

Метафора (скрытое сравнение) с греческого «перенос» – перенос названия с одного предмета (действия, качества) на другой на основании их сходства (Костер рябины красной, железные нервы, крыло самолета).

Метонимия с греческого «переименование» – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Связь может быть : а) между предметами и материалом, из которого предмет сделан. Не то на серебре – на золоте едал! (А. Грибоедов); б) между содержимым и содержащим. Ну скушай же еще тарелочку, мой милый! (И. Крылов); в) между автором и его произведением. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин).

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (И звезда с звездою говорит).

Перифраза – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания (Страна голубых озер – Карелия; город на Неве – Санкт- Петербург).

Синекдоха с греческого «соподразумевание» – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого (Береги копейку – вм. деньги. Все флаги будут в гости к нам – вм. корабли ).

Сравнение – художественное сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность (Ее уста, как роза, рдеют. Снежная пыль столбом стоит в воздухе).

Эпитеты – образное определение предмета или действия (Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. Ветер-бродяга; старик океан; гордо реет; мороз-воевода). Постоянные эпитеты часто встречаются в народном поэтическом творчестве, переходя из одного произведения в другое. Поле чистое, добрый молодец, тучи черные, зелена трава.

Оксюморон – соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Например: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь.

Фигуры :

Анафора (единоначатие) – повторение одних и тех же слов, элементов слов в

начале каждого предложения; бывает звуковой, морфемной, лексической, синтаксической, строфической. (Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза).

Антитеза – оборот, служащий для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей (Ты – богат, я – очень беден. Ты – прозаик, я – поэт).

Бессоюзие (асиндетон) – это бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический прием. Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин) Волков бояться – в лес не ходить. ( Пословица) Люди знали : где-то, очень далеко от них идет война. (В. Ажаев)

Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее смысловое значение; бывает восходящая и нисходящая. (Пришел, увидел, победил).

Инверсия – расположение членов предложения в особом, нарушающем обычный (прямой) порядок (Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь).

Многосоюзие (полисиндетон) – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно используется для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов)

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений (Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет).

Риторический вопрос – вопрос, который задается не с целью получить ответ на него, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению (Знаете ли вы украинскую ночь?)

Риторическое обращение – обращение, адресованное неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу (Мечты, мечты! Где ваша сладость?)

Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно осталось не высказанным.

Эллипсис с греческого «выпадение, опущение» – пропущенный элемент высказывания, который легко восстанавливается в данном контексте или ситуации; используется эта фигура для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи. Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой). Шампанского ! (А.Чехов). Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки. (М. Салтыков-Щедрин).

Эпифора – (противоположна анафоре) это повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)

Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Например: С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Г. Успенский).

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.