|
Вы здесь: Критика24.ру › Некрасов Н. А.
Тема Пророка у Николая Некрасова (Некрасов Н. А.)Тема пророка в русской поэзии XIX века «донекрасовского» периода представлена одноимёнными стихотворениями Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. И, зная их содержание, читатель лучше представляет себе как тематическую идентичность, так и авторскую индивидуальность «Пророка» Николая Некрасова. Стихотворение, написанное в 1874 году, Некрасов посвятил своему товарищу по публицистической «службе» - революционеру-демократу Николаю Гавриловичу Чернышевскому. Отсюда и образ центрального героя– идеальный, в представлении Некрасова, революционер, резко контрастирующий с предшествующим ему пророчествующим поэтом. Следующее, что отличает пророка Николая Алексеевича – предельная объектизация героя, которая обуславливается ведением повествования от лица лирического героя, а не от самого пророка, как это было у Александра Сергеевича и Михаила Лермонтова. Способствует этому и формат стихотворения – беседа, даже спор, между лирическим героем и его загадочным собеседником. Лирический герой, цитируя «пророка», известного, очевидно и ему, и его слушателю, одновременно злится и восхищается его смелостью, человеколюбием и готовностью положить свою жизнь на алтарь свободы. Примечательно обращение Некрасова, являвшегося неверующим, к библейской тематике. Хотя и в данном аспекте он проявил индивидуальность – исчезает пространство пустыни – традиционное для пророка. Пространство представлено здесь только двумя категориями – пространство, где ведётся беседа, и пространство, где пророк будет распят на кресте. Временных пластов в стихотворении три (библейское число) – прошлое (время неосмотрительно совершённого пророком поступка), настоящее (время обсуждения), будущее (время распятия). Однако литературная традиция «Пророка» при всей индивидуальной поэтической манере не останавливается на общем названии. С «Пророком» Пушкина его связывает ямбический размер (правда, у Некрасова у пяти-, а у Пушкина – четырёхстопный). Общая же черта лермонтовского и некрасовского стихотворений – отсутствие торжественности и использование современной лексики (в отличие от пушкинских «дольних лоз» и «прозябаний»). Стихотворение изобилует противопоставлениями («но любит он», «но умереть», «но час») и отрицаниями («не хуже», «не жертвуя», «не скажет»), что оправдывается монологической формой повествования, являющейся частью спора. Ключевым моментом стихотворения является отождествление пророка Христу. Мотив жертвенности – готовности «умереть для других» - противопоставляется людской толпе, этим самым «другим», к которым поэт причисляет и себя самого, умаляя заслуги поэта-гражданина перед революционером. Стихотворение о пророке и само становится пророческим – Чернышевский переживает муки, схожие распятию на кресте, стоя у столба при гражданской казни, потом в каземате Петропавловской крепости, затем на каторге в далёкой Сибири. И подвиг его ценен оттого, что он, как и Некрасовский пророк «видит невозможность служить добру, не жертвуя собой» и сознательно идёт на гибель. Обновлено: Опубликовал(а): Daria.30.09 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|