|
Вы здесь: Критика24.ру › Сравнительный анализ
Стихотворение А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане» (Сравнительный анализ)И в стихотворении «Незнакомка», и в стихотворении «В ресторане» в центре внимания – женский образ. Но в «Незнакомке» этот образ нереален, появляется только в мечтах, а во втором стихотворении он приобретает более конкретные четкие черты. В композиционном плане стихотворения сходны только по началу (по месту действия). Но если в стихотворении «Незнакомка» Блок описывает грязный зловонный кабак, что усиливает прием антитезы, то в стихотворении «В ресторане» слово «ресторан» - нейтрально, не имеет эмоциональной окраски. Итак, в первом стихотворении вначале показан наполненный «детским плачем» и «женским визгом» город. Потом появляется лирический герой, вынужденный жить в этой обстановке и сам ставший частью этого места: И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен… Он привык находить утешение в вине, потому что окружающие его люди приучили героя к этому: И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат. Но внезапно появляется спасительный образ, который уже вначале вызывает сомнение в своей подлинности: И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И чем больше мы узнаем об этой незнакомке, тем меньше верим в ее существование: Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. И в последнем абзаце лирический герой сам признает, что она – лишь плод его воображения и что истинно только то, что на самом деле существует: В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. Основным художественным приемом в стихотворении является антитеза (пьяницы с глазами кроликов – очи синие бездонные), что подчеркивает параллельность двух миров. Также использовано много метафор (И веют древними поверьями/ Ее упругие шелка; И очи синие бездонные/ Цветут на дальнем берегу; В моей душе лежит сокровище/ И ключ поручен только мне!), которые придают образу незнакомки оттенок волшебства. Стихотворение «В ресторане», в отличие от стихотворения «Незнакомка», сразу начинается с сомнения в реальности произошедшего события: Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на желтой заре – фонари. Метафора, которая употреблена в данном четверостишии, указывает на неповторимость этого вечера, на то, каким особенным является вечер для лирического героя. Во втором четверостишии появляется сам автор и символ великой печали: Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи. Лирический герой через этот цветок сообщает девушке о чувстве, которое она в нем пробудила. Но девушка на подарок отвечает «надменным взглядом, в котором сквозит даже презрение: Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблен». Далее мы видим, что, несмотря на ее поведение, герой тронул сердце холодной красавицы. И кончается это стихотворение под звуки цыганской мелодии, то есть, в отличие от стихотворения «Незнакомка», у него оптимистичный конец: А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви. Использованные сравнения (Ты рванулась движеньем испуганной птицы, /Ты прошла, словно сон мой легка…) и олицетворения (…задремали ресницы, / Зашептались тревожно шелка) передает страх девушки перед своим чувством, она боится броситься в него с головой, ведь так можно и утонуть. Но следующая за ними метафора (Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала/И, бросая, кричала: «Лови!..») говорит, что любовь оказывается сильнее, чем осторожность, и только лирический герой понимает смысл этого взгляда. Какой бы период творчества Блока ни затронуть, мы всегда найдем в его стихотворениях образ красоты и женственности, будь то Прекрасная Дама или таинственная незнакомка. Действительно женщина для него была вечным источником вдохновения, он умел видеть мельчайшие детали и составлять из них идеальный женский образ. Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|