|
Сон Обломова по роману Обломов (Гончаров И. А.)Началось все с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить. (Н.А. Добролюбов) Добролюбов в очень яркой и в то же время лаконичной форме выразил одну из основных мыслей романа. Конечно же, лень, постоянное лежанье – следствия воспитания. Причины такого поведения были заложены еще в детские годы. Вечные няньки, тетушки, постоянная опека матери как бы задушили в нем резвость, веселость. Все его детство мы узнаем из части первой главы «Сон Обломова». Мы застаем героя семилетним мальчиком, утро которого начинается так: «Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут». Видно, что это самая радостная и беззаботная пора в жизни Обломова. Конечно, самые прекрасные воспоминания героя – воспоминания о времени, когда его окружали забота и милые сердцу люди. Но забота эта слишком безгранична. Обломову запрещалось находиться практически везде: он не мог ходить по галерее, на сеновале, бывать в голубятне, на скотном дворе, в овраге. Ребенок сначала не прислушивался к голосам матери и няни. Его любопытству не было предела, но его родные постоянно пресекали попытки мальчика узнать все на свете. Детский ум Обломова наблюдал за тем, что происходило в его доме, и запоминал это. Думаю, уже тогда зарождались его привычки, например, послеобеденный сон, обильная трапеза. Да и характер Ильи Ильича уже начал формироваться: мягкий, добрый, доверчивый, хотя бы потому, что он верил в сказки, которые рассказывала перед сном няня. Позже Обломова стали отправлять на учебу к немцу Штольцу – управляющему села Верхлева. Но бывало, что Илья на полгода прерывал свое обучение из-за весьма сомнительных причин: то вдруг он нездоров, то праздник, то приедут к ним погостить знакомые, то Фомина неделя, то до лета осталось всего две недели – и ездить не стоит. В это время няню уже сменил Захар, и хотя Илья Ильич уже повзрослел, но: «Захарка, как, бывало, нянька, натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос». Нет уже в нем той резвости, но не исчезла еще та детская непринужденность. Но только он захочет сделать что-нибудь сам, как раздаются крики: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!» А однажды Илюша выбежал из дома без картуза и начал играть с другими детьми в снежки. Он весь загорелся этим детским восторгом, который свойственен, наверно, только русским детям во время зимних игр. Но этот огонь горел в нем недолго – в доме случился переполох, за ребенком прибежали дворовые, надели на него тулуп, шубу да еще два одеяла. Дома Обломова «напоили мятой, там бузиной, к вечеру еще малиной, и продержали дня три в постели, а ему одно могло быть полезно: опять играть в снежки…» Мы видим, что Добролюбов действительно выразил важную мысль: простое надевание Чулков заставило верить ребенка в то, что всю жизнь за него другие будут выполнять его долг. И он вырос, как говорила Ольга Сергеевна Ильинская, голубем, который прячет голову в крыло от серьезных решений. А без ответственности, твердости и умения принимать решения невозможно жить. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|