|
Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств (Ф.Патрици) (ЕГЭ обществознание)Итальянский и хорватский философ, Франческо Патрици писал: «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств». В данном высказывании затрагивается проблема специфики процесса познания. Людей всегда интересовал вопрос, что же всё-таки первично, чувство или разум. Автор убеждён, что процесс познания невозможен без тесной взаимосвязи чувственного и рационального уровней. То есть познание будет продуктивным и принесет результат лишь в случае использования обоих уровней. Я согласен с точкой зрения Патрици и также считаю, что человек не достигнет цели, получения истинного знания познанием, в процессе которого не будут либо использоваться ощущения и органы чувств, либо мышлением выстраиваться внутренние закономерные связи и отношения. Учёными принято выделять несколько видов познания, но вне зависимости от вида, в процессе любого познания задействованы как чувства, так и разум. Процесс любого познания разделяется на 2 уровня: чувственный, основанный на ощущении внешних свойств объекта и рациональный, посредством мышления анализирующий и синтезирующий эти свойства. Чувственное познание представляет собой совокупность трех этапов: ощущение, восприятие и представление. Рациональное включает понятие, суждение и умозаключение. Отсюда видно, что этапы двух уровней являются «комплементами», а не «субститутами». Помимо теоретических обоснований, можно привести и ряд конкретных примеров, подтверждающих это высказывание. Так, в древности люди были убеждены в геоцентрической системе мира, так как находясь на Земле, они видели движение небесных тел, складывали свое «знание» лишь на основе чувственных наблюдений. Научные методы изучения у них попросту отсутствовали, поэтому рациональный уровень не использовался, и информация не проходила через мышление. Таким образом, отсутствие взаимодействия двух уровней приводило не к истинному знанию, а к заблуждению, следовательно, к бессмысленности всего процесса в целом. Другим примером необъективности получаемого в неполноценном процессе познания результата может являться следующая ситуация. Маленький ребенок сопротивляется и не дает обработать рану, так как это доставляет ему неприятные ощущения. Но взрослый человек осознает необходимость дезинфицирования ранки, так как это обезопасит организм от потенциальной угрозы заражения. Таким образом, в этой ситуации ребенок, опирающийся на свои чувства, обладает ложным знанием, в то время, как взаимодействие двух уровней познания позволяет взрослому оказать необходимую первую помощь. В заключение, можно сделать вывод, что в своем высказывании автор был прав, и процесс познания является полноценным и продуктивным только при использовании и взаимодействии двух уровней. Очевидно, что противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, две ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними скорее качественное, чем временнОе: первая ступень низшая, вторая — высшая. Ведь по отдельности они неполноценны: чувственный уровень способен только на воспроизводство внешних свойств объекта, а рациональный дополняет его, выстраивая закономерные связи информации об объекте посредством мышления. Обновлено: Опубликовал(а): serozhenka Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|