Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема духовной неразвитости человека в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (Гоголь Н. В.)

Размышляя вместе с читателем, Н.В.Гоголь задается вопросом: «…точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствования?». Читатель внутренне соглашается с писателем и с легкостью относит это же изречение и к другим героям поэмы. Но такое суждение может быть лишь субъективным. Поэтому, для того чтобы понять, правда ли Коробочка, другие помещики и жители города N стоят так низко на «лестнице человеческого совершенствования», необходимо определиться: относительно какой ступени лестницы мы будет рассматривать их поступки.

Где место Чичикова на гоголевской лестнице? Он иронизирует, сталкиваясь с бездеятельной мечтательностью и инфантилизмом Маниловых, раздражается, находясь в обществе тугодумкой Коробочки и, в конце концов, проявляет интерес к помутившемуся рассудку Плюшкина, «прорехе на теле человечества».

Ограниченные в своем восприятии мира, в своих чувствах и мыслях помещики вызывают у Павла Ивановича столько же отвращения, сколько и грязные столы в канцелярии. Если бы не необходимость заключения с ними сделок, Чичиков никогда бы не утруждал себя общением с подобными людьми. Жители города N, чиновники и аристократы, тоже ограничивают себя от как можно более полного взгляда на мир: существование в своих иллюзиях и домыслах для них оказывается более приятным и захватывающим занятием, нежели собственная, реальная жизнь. Поэтому слухи и невероятные предположения о происхождении Чичикова находят такой бурный отклик в их сердцах, несмотря на то, что правда им известна: Ноздрев поведал всем о скупке мертвых душ.

В то же время, в жизни Чичиков есть и цель, и желания, и система нравственных ценностей, им движет неугасаемая энергия. И пусть он не способен ощутить весь спектр человеческих переживаний, он все же видит и чувствует больше, нежели люди, окружающие его. Так и получается, что с точки зрения «херсонского помещика» (несомненно, любившего себя и способного отыскать в своей душе и наружности привлекательные стороны любого порядка и свойства) мелочность, однобокость и скудоумие помещиков и жителей города N, как оковы, тянули своих обладателей все ниже и ниже, в пучину человеческого падения. Такова картина, раскрывающаяся перед Чичиковым. Но что будет, если мы вознесемся над ним и посмотрим на них и самого Чичикова с другой ступени?

Задуманному автором очищению души Чичикова так и не суждено было воплотиться. Но в чем же заключается духовная неразвитость главного героя? Чичиков направляет все свои возможности и недюжинные способности на достижение цели настолько же мелочной, как у других помещиков. Само стремление к богатой и беззаботной жизни не является аморальным, но пути достижения этой цели, которые выбирают люди, многое говорят о них. Сама дерзкая афера Чичикова, его готовность притворить её в жизнь даже ценной нахождения в пропащем обществе, говорят нам о том, что и сам он невысоко стоит на лестнице человечество совершенствования. Он будет принимать ту действительность, с которой он столкнулся, ровно до тех пор, пока не сможет абстрагироваться от неё, спрятавшись за ширмой благополучия. Он не доволен этой реальностью, но не хочет менять мир к лучшему и не хочет менять себя: ему свойственна нравственная нечистоплотность. Это не значит, что он не может отличить зерна от плевел, он не чувствует этой необходимости.

Таким образом, изречение Н.В.Гоголя можно применить не только к Коробочке и другим помещикам, но и ко всем героям поэмы, включая и самого Чичикова.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.