|
Свободы и своеволия в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)Ф.М. Достоевский- великий русский писатель, мыслитель и философ. Каждое его произведение является ценным достоянием русской литературы не только из-за своего реалистичного и захватывающего сюжета, но и потому что они глубоко раскрывают нравственные и философские темы. Так, в романе «Преступление и наказание», написанном в 1860-х годах, Ф.М. Достоевским поднимается множество важных и актуальных во все времена проблем, в том числе и проблема свободы и своеволия. Роман рассказывает о судьбе бывшего студента Родиона Раскольникова, абсолютно погрязшего в нищете. Он- талантливая, интересная личность, добрый и отзывчивый молодой человек. Подавленный нищетой и трудными жизненными обстоятельствами, Родион во всем окружающем его мире начинает видеть исключительно бесправие, бедность и мрак. В этой «грязной» обстановке в голове его рождается бесчеловечная теория, заключающаяся в разделении людей на два разряда: «низший, материал, служащий для зарождения себе подобных» и «собственно людей». По мнению Раскольникова, к первой группе относятся люди- «твари дрожащие», совсем лишенные свободной и независимой жизни, ко второй- «право имеющие», люди со свободой в выборе средств для достижения цели, ведь достигнув власти, они становятся абсолютно свободными. На протяжении всего романа Раскольникова мучает один вопрос: к какому же разряду относится он сам? «тварь я дрожащая или право имею?» Из теории вытекает утверждение о том, что для обретения счастья большинства нужно избавиться от меньшинства, вредящего обществу. И тогда, у Раскольникова рождается идея- убить старуху-процентщицу. Для него это первый шаг к свободе. Усиливает его желание доказать себе, что он принадлежит к разряду избранных письмо матери, из которого становится понятно, что семья Раскольниковых очень бедна и полностью зависит от богатых властных людей, таких как Свидригайлов и Лужин. Совершая убийство, Родион думал, что деньгами старухи он поможет тысячам бедным семьям, что его поступок пойдет во благо обществу. Но, он и не предполагал, что преступление, совершенное им, послужит началом всех нравственных страданий и мучений. Раскольников начал постоянно испытывать страх, он абсолютно утратил свободу. И все равно, герой не отказывается от своей теории, а, наоборот, приписывает себя к «тварям дрожащим», принимая угрызения совести за проявление слабости, к которой, по его мнению, не способен «право имеющий». Также, Достоевский рассматривает проблему своеволия с позиции духовных двойников Раскольникова. Своеволие есть вседозволенность. Вседозволенность, как принцип жизни, была избрана Свидригайловым и Лужиным. Их Родион Раскольников ненавидел больше всего, такие как они, заставляли чувствовать его всю жизнь ничтожеством. Однако, они во многом похожи друг на друга. Отрицание нравственности и допущение преступления- вот что их роднит. Свидригайлов в своей жизни совершил немало злодейств, но, согласно его теории, зло может быть оправдано, если оно делается ради важной цели. "...своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!" Лужин живет только ради денег. Он думает, что они дадут ему счастье, свободу и власть над людьми. Теория его пропагандирует индивидуализм, она основывается на принципе стремления человека к достижению исключительно личных целей, желанию жить для себя одного. "Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел..." Раскольников мучается, понимая, что совершенное им преступление ставит его в один ряд с ненавистными ему людьми, в нем возникает желание покаяться, рассказать правду. Также, к этому поступку его подталкивает Сонечка Мармеладова, а именно ее любовь, которая исцеляет душу Родиона. Соня Мармеладова, как и многие герои романа, совершила преступление, но, в отличие от вышеописанных теорий, ее действия- абсолютно сознательный и свободный выбор, неограничивающий ничью либо свободу. Правда Сони заключается в ее вере в Бога, в ее смирении и надежде. Вера помогает ей оставаться чистой душой, несмотря на всю «грязь» и бедность вокруг нее. Полюбив эту девушку, Раскольников обретает духовную свободу, избавляется от внутренних терзаний души. Лишь через Соню он очистил свою душу от грехов и принял веру в Бога. Таким образом, Ф.М. Достоевский формулирует теорию героя с самых первых страниц романа, а затем разрушает ее, опровергает, убеждая читателя в ее несостоятельности. Автор доказывает нам, что убийство- тяжкий грех, который вовсе не дарует свободу, а отнимает все, что было у человека. Человеческая свобода заключается лишь в сохранение своих принципов при любых обстоятельствах, в вере и способности к самопожертвованию, только к такой свободе должен стремиться каждый из нас. Обновлено: Опубликовал(а): elvirachumak Внимание! Спасибо за внимание.
|
|