|
Творческий путь Константина Бальмонта. Символизм. (Школьные сочинения)«Поэтом с утренней душой» назвал Бальмонта Александр Блок в статье «О лирике» (1908). Он говорил о Константине Дмитриевиче, как о носителе светлого жизненного начала. Несмотря на все ужасы, которые он пережил, прекрасная душа поэта отражается в его творчестве. Бальмонту не было свойственно меняться под гнетом обстоятельств, во всех его стихотворениях явно читается духовная чистота и добро, которые были присущи этому человеку.
«Золотой век», оставивший великое литературное наследие, сделал литературу неотъемлемой частью жизни общества. Семья Константина Дмитриевича не стала исключением для данного правила. Именно родители стали примером уважительного отношения к творчеству, любовь и уважение к литературе прививалась с нежностью.
Еще в будучи в гимназистом поэт присоединился к революционному кружку, это стало переломным моментом в его жизни. Страсти, кипевшие в сфере общественной жизни того времени, не могли обойти стороной открытую всему новому душу Константина Дмитриевича. Как в одной капле отражается вся природа воды как таковой, так и в творческой судьбе Бальмонта отразилась эпоха, в которую он жил и которую творил. Однако его поэтическая деятельность развивалась не в политическом ключе, его волновали менее насущные проблемы. Несмотря на это внешний мир, не всегда благожелательный, оставил отпечаток на личности поэта, хотя и не изменил его чистой души.
Не сразу Константин Дмитриевич нашел свое место в литературном движении той эпохи. Увлекшись в юности революционным течением, Бальмонт вскоре разочаровался в утопической идее социализма. Конфликт его стремлений, мечтаний и принципов с суровостью данного движения позволил Бальмонту стать полноправным членом советского общества. Первый сборник стихотворений вызвал гнев единомышленников поэта, они посчитали, что Бальмонт предал «идеалы общественной борьбы» и ограничил себя рамками «чистого искусства». Встреча с В. Г. Короленко, Н.М. Минским и Д. С. Мережковским, последователями нового литературного направления, предшествовало творческому становлению Бальмонта.
В отличие от футуризма, имажинизма и других литературных течений, появившихся в Серебряном веке, символизм определял своей целью – отображение пути становления личности. Символами служили не только предметы и образы, но и звуки как таковые. Большое влияние на данное течение оказало творчество Константина Дмитриевича. «Я, Ю, Ё, И — суть заострённые, истончённые А, У, О, Ы. Я — явное, ясное, яркое. Я — это Ярь. Ю — вьющееся, как плющ и льющееся в струю... Смягчённые звуковести Я, Ю, Ё, И всегда имеют лик извившегося змия, или изломанной линии струи, или яркой ящерки, или это ребёнок, котёнок, соколёнок, или это юркая рыбка вьюн… » - писал Бальмонт в очерке «Поэзия как волшебство» (1915) о смысле, который он вкладывает в сложение поэтических слов. Большинство стихотворений Константина Дмитриевича тесно связаны с его собственным мироощущением. Окунаясь в мир творчества Бальмонта, читатель смотрит на события и героев глазами не стороннего персонажа, а самого автора. Например, в стихотворении «Как я пишу стихи», герой говорит:
Рождается внезапная строка, За ней встает немедленно другая, Мелькает третья ей издалека, Четвертая смеется, набегая. ***
Бальмонт на самом деле ничего «не сочинял», в творчестве он оставался таким же открытым и честным, каким был в жизни.
О собственном творческом пути поэт отзывался с некой долей иронии. Так в стихотворении «Я мечтою ловил уходящие тени…» :
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня...
*** Ступени и лестница – часто символ подъема на более высокий, находящийся ближе к небу уровень. Герой-рассказчик не ощущал поддержку соратников, редко был уверен, в каком направлении ему следует идти, он ощущал, что «дрожали ступени под ногой» у него, но продолжал путь и верил в лучшее.
Настоящим испытанием для Константина Дмитриевича стала вынужденная эмиграция в Европу, на протяжении которых он считал себя политическим беженцем. В одном из писем Бальмонта были строки: «Я хочу России… Пусто, пусто. Духа нет в Европе». Несмотря на оторванность от дорогой ему земли, поэт писал о России и для России, от которой был отдален и в которую уже не надеялся вернуться.
Конечно, есть поэзия актуальная в какой-то определенный период времени, есть поэзия актуальная во все времена, затрагивающая проблемы общества в разные временные отрезки, а есть поэзия «вечная». Бальмонт писал о том, что важнее политики, бытовых проблем и сиюминутных обстоятельств. Поэзия вне времени на самом деле оказалась поэзией на все времена. Обновлено: Опубликовал(а): zizno Внимание! Спасибо за внимание.
|
|