|
Вы здесь: Критика24.ру › Чехов А. П.
Творческий путь Чехова повести и рассказы (Чехов А. П.)
Литературная деятельность Антона Павловича Чехова продолжалась 25 лет - с 1880 года до середины 1904 года. В истории России эти десятилетия не были отмечены ни войнами, ни революционными взрывами. За чеховской эпохой закрепилась репутация мирного, бессобытийного времени. Но в начале этой эпохи произошло убийство Александра II народовольцами, за которым последовали годы жестокого правительственного террора – аресты, ссылки, преследования, запреты, душившие живую мысль. Это придавало «мирному времени» весьма своеобразный, мрачный, характер. А конец жизненного и творческого пути Чехова ознаменовался необычайным оживлением общественной жизни – рабочими стачками, студенческими демонстрациями, активизацией демократической печати – всем тем, что на фоне начавшейся русско- японской войны привело в конце концов к бурным событиям 1905 года. Внешне спокойная жизнь России конца XIX – начала XX века была полна подспудной тревоги, с одной стороны, и тайных надежд, с другой. В. И. Ленин дал точное политическое определение этому времени: «эпоха подготовки первой русской революции». Многообразные настроения того времени блестяще отразились в творчестве Чехова, но не менее важно и то, что своими художественными произведениями он сам влиял на настроения своих современников. Чехов-писатель вступил в эту эпоху студентом первого курса медицинского факультета Московского университета. Только что приехавший из Таганрога, где он провел детство, в Москву, ставшую для него навсегда любимым городом, энергичный и жизнерадостный, Чехов начал активно сотрудничать в юмористических журналах. Рассказы и сценки, подписанные веселым псевдонимом «Антоша Чехонте», пользовались особенно большой популярностью среди читателей московских и петербургских еженедельников («Будильник», «Осколки», «Зритель», «Стрекоза» и т. д.). Забавляясь курьезными положениями, в которые попадали герои молодого автора, не все читатели, однако, понимали, над кем и чем смеется Чехов. Чехов-юморист бил точно в цель: он метил в подхалимство и ложь, в чинопочитание и невежество. Выставлял напоказ мелкое подличанье и рабскую психологию современного ему мещанина. Но главным врагом молодого Чехова была пошлость. С годами отношение писателя к тем же порокам эпохи стало иным, более сдержанным внешне, как будто более объективным, но в сущности оно стало и строже и серьезнее. В рассказах Антона Чехова (с юмористическими псевдонимами было уже покончено) уже чаще появляются грустные интонации. Художник смотрит теперь на жизнь и пристальнее и шире. У раннего Чехова пошлость как выражение социальной психологии была характерна для косного, невежественного обывателя – главного героя его юмористических и сатирических рассказов. К концу 1880-х годов она поднялась из этих низких в интеллектуальном и нравственном отношении сфер в более высокие. Начиная с этого времени в центре внимания критического взгляда Чехова-художника нередко оказывается человек образованный, считающий себя независимой, иногда даже оппозиционно настроенной личностью, –интеллигент. Борясь с пошлостью всю свою жизнь, Чехов сначала ее осмеивал, а затем, по словам Горького, изображал ее «бесстрастным острым пером, умея найти плесень пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже – с блеском...». Такую «плесень» легко разглядеть и в бережливости разумной и положительной Манюси (из рассказа «Учитель словесности»), со вкусом уст-раивающей уютное домашнее гнездо, и в кокетливых жестах помещицы, занимающейся филантропией и очень довольной своей особой (героиня рассказа «Княгиня»), и в добропорядочных и назидательных рассуждениях чиновника средней руки (Модест Алексеевич из рассказа «Анна на шее»). В то же время Чехов чаще вводит в число своих героев людей иного плана – требовательных к себе, страдающих собственным несовершенством, ищущих оправдания своей жизни. С конца 1880-х годов такие люди становятся главными героями чеховских рассказов и повестей. Четырнадцать произведений, предлагаемых вниманию читателя, написаны в 1888–1895 годах. Эти годы составляют менее трети писательского пути Чехова. По объему же рассказы и повести, вошедшие в книгу, – и вовсе небольшая часть его много-образного творчества (только за эти годы Чехов написал около 80 произведений – рассказов, повестей, фельетонов, пьес, а также документальную книгу «Остров Сахалин»). Но, как мы увидим, и по этой небольшой части можно судить о том, что волновало Чехова как художника и гражданина, можно судить об основных линиях чеховского искусства. В числе произведений, помещенных в настоящей книге, кроме повестей «Степь», «Скучная история», «Палата № 6», - такие прекрасные создания чеховской прозы, исполненные глубокого лирико-философского содержания, как «Скрипка Ротшильда», «Студент». Чехов написал также целый ряд рассказов, построенных на столкновении ярких типических характеров – «Неприятность», «Княгиня», «Попрыгунья», «Володя большой и Володя маленький», «Супруга», «Анна на шее» – и рядом с ними – единственный в своем роде памфлет о кокетстве бездельничающего интеллигента, вырядившегося в российского Гамлета («В Москве»). Середина творческого пути... Время деятельного сотрудничества в юмористических изданиях давно позади. Чехов уже широко известен – как автор нескольких книг, в которых были собраны лучшие его рассказы, печатавшиеся на страницах еженедельников и газет. При всей разноголосице в критике, встретившей сборники «Пестрые рассказы», «В сумерках», «Рассказы», «Хмурые люди» не только похвалами, но и спорами и даже предостережениями молодому прозаику (который, по мнению, например, Н. К. Михайловского и А. М. Скабичевского, слишком много внимания уделял мелочам жизни, не достойным внимания беллетриста, что будто бы угрожало его таланту), – за Чеховым признавалось единодушно одно несомненное достоинство: дар новеллиста. Среди своих сверстников, писавших в жанре короткого рассказа, Чехов выделялся и этим даром, и серьезностью содержания рассказов. Из крупных литераторов России Чехова-новеллиста оценили и Н. С. Лесков, знавший его еще в годы сотрудничества в «Осколках», и Д. В. Григорович, и Я. П. Полонский и другие. К 1888 году относится первое знакомство Льва Толстого с рассказами Чехова, после чего он стал пристально следить за развитием молодого художника. С появлением в мартовской книжке петербургского журнала «Северный вестник» повести «Степь» имя Чехова для читающей России прозвучало совсем по-новому, более весомо. Обращаясь к жанру большой повести, Чехов сознавал ответственность этого шага. Он понимал, что всякое новое слово в искусстве сопряжено с обновлением его содержа-ния, с введением оригинальных тем, не замеченных прежде или забытых. Задумав написать повесть, события которой происходят исключительно в степи (целая «степная энциклопедия»), Чехов помнил о своем предшественнике – Гоголе: «В нашей литературе он степной царь», – писал Чехов, чувствуя, как сложно будет ему после автора «Мертвых душ» поразить читателя. Но с полным основанием верил он в то, что его изображение степи раскроет глаза другим молодым писателям и «покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются еще нетронутыми и как еще не тесно русскому художнику». Над художественной отделкой этой повести Чехов работал так тщательно, что позволил себе редкое для себя признание: «Удалась она или нет, не знаю, но во всяком случае она мой шедевр, лучше сделать не умею...» (письмо А. С. Лазареву-Грузинскому от 4 февраля 1888 г.), Слово шедевр Чехов употребил здесь не впадая в самовосхваление, имея в виду не результат своего кропотливого труда, а лишь его процесс. Но все-таки употребил! Надежды Чехова не пропали даром. Подлинные ценители искусства, все крупные писатели того времени – Лев Толстой и Короленко, Салтыков-Щедрин и Чернышевский, Полонский и Плещеев высказались о «Стеши» с одобрением. Впечатлительный Гаршин, прочитав повесть, пошел немедля к другу и взволнованным голосом сообщил ему «замечательную новость»: «В России появился новый первоклассный писатель!» С повестью «Степь» «Чехов-художник вступал в новую полосу творчества, талант его возмужал и окреп, повествовательное искусство достигло совершенства. Если прежде в своих коротких рассказах Чехов удерживал читательское внимание быстрым развитием событий, живым диалогом, анекдотической концовкой, то теперь в «Степи» и вслед за ней в других повестях и рассказах) ему удавалось заинтересовать читателя спокойным, неторопливым повествованием, не обращаясь к острым сюжетам и неожиданным финалам. Это было возможно потому, что на первый план в больших рассказах и повестях вышли проблемы более общего философского содержания: судьба родины, жизнь человека и его нравственные искания. Недаром именно в эти годы Чехов серьезно занялся писанием романа, оставшегося незавершенным. Принципы повествования, к которым он пришел в процессе работы над романом, были осуществлены в больших повестях, которые после «Степи» Чехов стал писать почти ежегодно «Скучная история» (1889), «Дуэль» (1891), «Палата № 6» (1892), «Рассказ неизвестного человека» (1893), «Черный монах» (1894), «Три года» (1895), «Моя жизнь» (1896). Правда, в официальных рецензиях на повести Чехова неоднократно высказывалось мнение, что обращение его к крупной повествовательной форме в целом ему не удалось, что прекрасные описания природы в «Степи» не имеют будто бы единого смыслового стержня. Встречая произведения Чехова этих лет с неизменно возрастающим интересом (дискуссии о новом рассказе или повести Чехова на страницах журналов или газет были обычным явлением), критика продолжала видеть в нем мастера короткого рассказа и, не всегда понимая новое качество чеховской прозы, обвиняла ее в «бессобытийности», в медленном и тягучем развитии действия, в неубедительности финальных разрешений событий. Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|